ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Мікроекономіка

Производство общественных благ
Существование внешних эффектов является причиной необходимости госу­
дарственного вмешательства в экономику. Кроме того, несовместимы с рыночной
системой такие свойства благ, как неконкурентность, неисключаемостъ и недели­
мость потребления.
Неконкурентность — свойство блага, потребление которого одним потребителем не
уменьшает его количества, доступного для потребления другими потребителями.
Например, телевизионную программу по национальному телевидению могут
смотреть одновременно миллионы домашних хозяйств. Если производство и пе­
редача программы требуют определенных издержек, то размер аудитории может
быть увеличен практически без дополнительных затрат. Это относится и к нацио­
нальной обороне — экономическому благу, которое предоставляет безопасность и
защиту всем и каждому: если защищен один гражданин, то равным образом защи­
щено все общество. И телевидение, и национальная оборона обладают одинако­
выми свойствами: они неконкурентны. В отличие от этого большинство товаров и
услуг конкурентны. Рассмотрим второе свойство благ — неисключаемость.
Неисключаемость — свойство блага, заключающееся в невозможности воспре­
пятствовать его потреблению всеми потребителями.
Национальная оборона подразумевает, что если один гражданин общества за­
щищен, то равным образом защищены все прочие граждане. В отличие от оборо­
ны программы телевидения являются исключаемыми благами: технологии ка-416 Часть IV. Общее равновесие и общественное благосостояние
бельного и спутникового телевидения позволяют обеспечивать услуги только для
определенной категории зрителей за отдельную плату. Хотя были времена, когда
все телевидение являлось неисключаемым благом.
Сопоставление национальной обороны и телевидения предполагает наличие
еще одного свойства благ: неделимость потребления.
Неделимость потребления — свойство блага, заключающееся в невозможности
его потребления по частям.
Оборона — неделимое благо. Будучи гражданином страны, находясь на терри­
тории этой страны, вы потребляете полный набор блага «оборона». Вы не можете
потреблять данное благо «по частям», но можете смотреть телевидение и выби­
рать при этом разные каналы. Это — делимость потребления.
Если какой-то товар (или услуга) обладает всеми тремя свойствами одновре­
менно, то он называется чисто общественным благом.
Чисто общественное благо: абстрактная категория, служащая для определения и
моделирования существенных черт, выделяющих общественные блага из всех ос­
тальных. Характеристиками чисто общественного блага являются неконкурент­
ность, неисключаемосиь и неделимость.
Антиподом чисто общественного блага является чисто частное благо — такое бла­
го, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.
Абсолютно чисто общественного блага, т. е. товара, который соответствовал бы
на сто процентов всем трем упомянутым свойствам, вероятно, не существует. Кро­
ме национальной обороны и телевидения, к общественным благам относятся ох­
рана общественного порядка, пожарная охрана, прогноз погоды, уличное освеще­
ние, большинство видов общественного транспорта, автострады, система
образования, правосудие, медицинское обслуживание, наука, национальные биб-,
лиотеки и многое другое. 1
Рис. 15.5 иллюстрирует проблему чисто общественного блага. По оси абсцисс
изображено произведенное количество общественного блага (X), которое потреб­
ляется первым (X,) и вторым (Х 2 ) индивидом. Кривые индивидуального спроса
(d t и d 2 ) и кривая предельных издержек (МС) ничем не отличаются от частных
благ.
Одно из существенных отличий общественного блага от частного заключается
в том, что какое бы ни было количество общественного блага, оно будет потреб­
ляться обоими индивидами:
1 Каждый из приведенных примеров отклоняется от понятия «чисто общественного бла­
га» в том или ином смысле. Оборона, полиция и пожарная охрана становятся менее эффек­
тивными при увеличении круга лиц, который они защищают. Кабельное телевидение ис­
ключаемо, и даже телевизионная сеть программ делима, хотя неисключаема. Автострады
также делимы в том смысле, что индивидам не нужно ехать по всей длине дороги. Автостра­
ды и теннисные клубы также в определенном смысле соперничают друг с другом. Глава 15. «Отказы рынка» и государство 417
МС
D (вертикальная сумма d\ и d^)
d 2
di
О Х х = Х 2 = X* X
Рис. 15.5. Эффективное снабжение чисто общественном благом
X ~ X. ~ Ху.
На этом основывается принципиальное отличие линии совокупного спроса час­
тного и общественного блага. Мы знаем, что кривая совокупного (рыночного)
спроса частного блага определяется путем суммирования кривых индивидуаль­
ного спроса по горизонтали. В случае же с общественным благом такое суммирова­
ние производится по вертикали: каждый индивид потребляет одно и то же коли­
чество общественного блага, но оценивает его по-разному.
Точка Е демонстрирует эффективное потребление общественного блага, но
не рыночное равновесие. Причина заключается в неисключаемости обществен­
ного блага: если бы частные предприниматели попытались предложить чисто об­
щественное благо на продажу, то неизбежно столкнулись бы с непреодолимыми
трудностями: потенциальные покупатели отказались бы платить. Рациональное
поведение таких потенциальных покупателей сводилось бы к демонстрирова­
нию «ненужности» для него данного блага — «зачем платить, если можно полу­
чить бесплатно». Потребители получают выгоды от чисто общественного блага
независимо от того, платят они за него или нет. Подобное поведение потребите­
ля получило название проблемы безбилетника (free-riderproblem).
Проблема безбилетника («зайца»): условие, связанное с неисключаемостью бла­
га, когда индивид рационально утаивает свое желание платить за общественное
благо, ожидая получать выгоду без ее оплаты.
Проблема безбилетника чаще возникает в больших, нежели в малых группах
потребителей, так как в больших группах труднее получить необходимую инфор­
мацию о положении плательщиков. Рынок в данном случае не в состоянии спра­
виться с проблемой. Исправить «провалы» рынка может государственное вмеша­
тельство.
Р

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Производство общественных благ» з дисципліни «Мікроекономіка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: БІЗНЕС-ПЛАНУВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙНОГО ПРОЕКТУ
ТЕОРЕТИЧНІ КОНЦЕПЦІЇ КРЕДИТУ
Заходи щодо запобігання ризикам або їх зменшення
Аудит виходу продукції рослинництва
Загальна характеристика витрат на організацію телекомунікацій


Категорія: Мікроекономіка | Додав: koljan (18.10.2011)
Переглядів: 1552 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП