Существование внешних эффектов является причиной необходимости госу дарственного вмешательства в экономику. Кроме того, несовместимы с рыночной системой такие свойства благ, как неконкурентность, неисключаемостъ и недели мость потребления. Неконкурентность — свойство блага, потребление которого одним потребителем не уменьшает его количества, доступного для потребления другими потребителями. Например, телевизионную программу по национальному телевидению могут смотреть одновременно миллионы домашних хозяйств. Если производство и пе редача программы требуют определенных издержек, то размер аудитории может быть увеличен практически без дополнительных затрат. Это относится и к нацио нальной обороне — экономическому благу, которое предоставляет безопасность и защиту всем и каждому: если защищен один гражданин, то равным образом защи щено все общество. И телевидение, и национальная оборона обладают одинако выми свойствами: они неконкурентны. В отличие от этого большинство товаров и услуг конкурентны. Рассмотрим второе свойство благ — неисключаемость. Неисключаемость — свойство блага, заключающееся в невозможности воспре пятствовать его потреблению всеми потребителями. Национальная оборона подразумевает, что если один гражданин общества за щищен, то равным образом защищены все прочие граждане. В отличие от оборо ны программы телевидения являются исключаемыми благами: технологии ка-416 Часть IV. Общее равновесие и общественное благосостояние бельного и спутникового телевидения позволяют обеспечивать услуги только для определенной категории зрителей за отдельную плату. Хотя были времена, когда все телевидение являлось неисключаемым благом. Сопоставление национальной обороны и телевидения предполагает наличие еще одного свойства благ: неделимость потребления. Неделимость потребления — свойство блага, заключающееся в невозможности его потребления по частям. Оборона — неделимое благо. Будучи гражданином страны, находясь на терри тории этой страны, вы потребляете полный набор блага «оборона». Вы не можете потреблять данное благо «по частям», но можете смотреть телевидение и выби рать при этом разные каналы. Это — делимость потребления. Если какой-то товар (или услуга) обладает всеми тремя свойствами одновре менно, то он называется чисто общественным благом. Чисто общественное благо: абстрактная категория, служащая для определения и моделирования существенных черт, выделяющих общественные блага из всех ос тальных. Характеристиками чисто общественного блага являются неконкурент ность, неисключаемосиь и неделимость. Антиподом чисто общественного блага является чисто частное благо — такое бла го, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. Абсолютно чисто общественного блага, т. е. товара, который соответствовал бы на сто процентов всем трем упомянутым свойствам, вероятно, не существует. Кро ме национальной обороны и телевидения, к общественным благам относятся ох рана общественного порядка, пожарная охрана, прогноз погоды, уличное освеще ние, большинство видов общественного транспорта, автострады, система образования, правосудие, медицинское обслуживание, наука, национальные биб-, лиотеки и многое другое. 1 Рис. 15.5 иллюстрирует проблему чисто общественного блага. По оси абсцисс изображено произведенное количество общественного блага (X), которое потреб ляется первым (X,) и вторым (Х 2 ) индивидом. Кривые индивидуального спроса (d t и d 2 ) и кривая предельных издержек (МС) ничем не отличаются от частных благ. Одно из существенных отличий общественного блага от частного заключается в том, что какое бы ни было количество общественного блага, оно будет потреб ляться обоими индивидами: 1 Каждый из приведенных примеров отклоняется от понятия «чисто общественного бла га» в том или ином смысле. Оборона, полиция и пожарная охрана становятся менее эффек тивными при увеличении круга лиц, который они защищают. Кабельное телевидение ис ключаемо, и даже телевизионная сеть программ делима, хотя неисключаема. Автострады также делимы в том смысле, что индивидам не нужно ехать по всей длине дороги. Автостра ды и теннисные клубы также в определенном смысле соперничают друг с другом. Глава 15. «Отказы рынка» и государство 417 МС D (вертикальная сумма d\ и d^) d 2 di О Х х = Х 2 = X* X Рис. 15.5. Эффективное снабжение чисто общественном благом X ~ X. ~ Ху. На этом основывается принципиальное отличие линии совокупного спроса час тного и общественного блага. Мы знаем, что кривая совокупного (рыночного) спроса частного блага определяется путем суммирования кривых индивидуаль ного спроса по горизонтали. В случае же с общественным благом такое суммирова ние производится по вертикали: каждый индивид потребляет одно и то же коли чество общественного блага, но оценивает его по-разному. Точка Е демонстрирует эффективное потребление общественного блага, но не рыночное равновесие. Причина заключается в неисключаемости обществен ного блага: если бы частные предприниматели попытались предложить чисто об щественное благо на продажу, то неизбежно столкнулись бы с непреодолимыми трудностями: потенциальные покупатели отказались бы платить. Рациональное поведение таких потенциальных покупателей сводилось бы к демонстрирова нию «ненужности» для него данного блага — «зачем платить, если можно полу чить бесплатно». Потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет. Подобное поведение потребите ля получило название проблемы безбилетника (free-riderproblem). Проблема безбилетника («зайца»): условие, связанное с неисключаемостью бла га, когда индивид рационально утаивает свое желание платить за общественное благо, ожидая получать выгоду без ее оплаты. Проблема безбилетника чаще возникает в больших, нежели в малых группах потребителей, так как в больших группах труднее получить необходимую инфор мацию о положении плательщиков. Рынок в данном случае не в состоянии спра виться с проблемой. Исправить «провалы» рынка может государственное вмеша тельство. Р
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Производство общественных благ» з дисципліни «Мікроекономіка»