Модель монополистической конкуренции не рассматривает, каким образом производители дифференцируют свою продукцию. Тем не менее многие продук товые различия могут быть измерены количественно. Несмотря на то что продук ты разнообразны, большинство их основных характеристик вполне сопоставимо. Таким образом, общая цена продукта может быть разбита на несколько составля ющих: одна цена на каждую характеристику. Фирма может попытаться улучшить свое положение посредством осуществ ления продуктовой дифференциации — добавлять или выделять новые качества товара и назначать более высокую цену за свой товар. Эта концепция впервые была предложена Лестером Теслером, 1 а ее идеи применительно к модели монополистической конкуренции — Келвином Лан кастером. 2 Модель Ланкастера уже обсуждалась в главе 4 (параграф 4.10). По строение модели исходит из того, что потребитель выводит полезность скорее из характеристик, нежели из самих благ, и способен купить самый предпочи таемый набор характеристик, комбинируя определенным образом товары и ус луги. Модель Ланкастера изображена на рис. 10.6. Предположим, что Z t и Z 2 по осям ординат и абсцисс представляют собой две характеристики качества про дуктов монополистически конкурентной группы. Тем самым продукт каждой фирмы образует атрибутивную комбинацию и расположен на отдельном луче, исходящим из начала координат: так, четырем различным продуктам соответ ствуют точки А, В, С и D. График иллюстрирует набор предпочтений: покупа тель приобретет единственный продукт только в том случае, если его кривая безразличия ( U) коснется одного из изломов границы характеристик (точка С на графике). Однако индивид улучшит свое благосостояние, если линия U коснется кри вой между точками С и D. Это может произойти, если количество предлагаемых продуктов существенно увеличится (разнообразие продуктов — это тоже эконо мическое благо). 1 Tester L. Advertising and competition //Journal of Political Economy. 1962. P. 537-562. 2 Lancaster K. A New Approach to Consumer Theory //Journal of Political Economy. 1966. H. 132-157. Глава 10, Монополистическая конкуренция 305 О Z 2 Рис. 10.6. Выигрыш благосостояния индивида от продуктовой дифференциации
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Конкурентные рынки для продуктовых атрибутов» з дисципліни «Мікроекономіка»