Адекватное понимание рыночного процесса может быть достигнуто лишь при изучении природы выбора экономических субъектов. Сам по себе рынок не при нимает никаких решений, а лишь обеспечивает среду, в которой решения прини мают рациональные экономические субъекты. Микроэкономика исходит из предположения, что экономические агенты ра циональны и осуществляют лучший выбор в собственных интересах. Экономиче ский выбор является результатом взаимодействия двух составляющих: (1) набора достижимых вариантов и (2) индивидуальных предпочтений, формирующихся на основе этих вариантов. Модель рационального экономического поведения подразумевает, что эко номический агент имеет множество целей и что ни одна из них не является пол ностью достижимой, но достижимой лишь до определенного уровня. Предпола гается также, что экономический агент совершает обмен и уменьшает уровень потребления одного блага ради увеличения другого, реагируя таким образом на изменения своих относительных возможностей. Экономисты не задаются целью определять предпочтения или цели индиви дов, а лишь исходят из того, что все экономические агенты имеют предпочтения. При этом экономистов интересует не специфика, а общность предпочтений ин дивидов. К примеру, социологи часто изучают поведение отдельных групп с точ ки зрения объяснения группового поведения, выявляя культурную или этниче скую специфику. Психологи также основное внимание уделяют выявлению специфических черт поведения определенных личностей или групп. Напротив, экономические модели подчеркивают больше схожесть, нежели различия инди видов. Все индивиды в своей массе одинаково реагируют на изменения возмож ностей. Концепция рационального экономического поведения: имеющиеся варианты индивидом системно ранжируются, и делается выбор на основе максимизации ин дивидуального уровня «удовлетворения» при минимальных затратах. Даже если отдельные индивиды допускают порой нерациональные действия, крупные группы индивидов демонстрируют коллективную рациональность, ко торая доминирует над нерациональными поступками отдельных личностей внут ри группы. Современная микроэкономическая теория исходит из того, что кон цепция рационального поведения в целом соответствует реальному опыту или, по крайней мере, не противоречит ему. Микроэкономический анализ не сводит рациональное поведение к интеллек туальным способностям. Широко распространено мнение, согласно которому умственно неполноценные индивиды не способны рационально действовать. Од нако это не так. Американские психологи провели научный эксперимент в лечебнице для душев нобольных и обнаружили, что пациенты стремятся больше работать при материаль ном стимулировании (в качестве стимулов выступали одежда, туалетные принадлеж ности, сладости и сигареты). На протяжении двадцати дней больные стимулировались в случае, если они выполняли заданную работу. В течение следующих двадцати дней больные стимулировались независимо от того, работают они или нет. Через пять дней второго двадцатидневного периода коли-124 Часть I, Основы рыночного анализа чество работающих упало до нуля. Когда же больные вновь начали вознаграждаться за проделанную работу, то все они вновь приступили к производственному процессу. 1 Подобная идея сформулирована курдским поэтом Генадом Чарказяном в сти хотворной форме. Говорят, мол, так и сяк, Да смущает лишь одно: А дурак всегда дурак. Если плохо что лежит, И наука, мол, ему Враз дурак туда бежит. Совершенно ни к чему — Сохранит добро, спасет Голова его пуста, И... домой себе снесет. Шишка — все же высота. И выходит, так и сяк, Так-то, вроде, так оно, Не такой уж он дурак! Объектом анализа рационального поведения является отдельный индивид. Микроэкономическая теория основана на предположении, что только поведе ние индивида способно адекватно продемонстрировать реакцию экономическо го субъекта на изменения в экономической среде. Группа или общество в целом сами по себе не способны принимать решения. Лишь индивиды способны оценить, что хорошо для них, а что нет, и принять решения, которые объясняют экономиче ское поведение отдельных групп и общества в целом. Существуют два главных способа изучения рационального потребительского поведения. Во-первых, подход, основанный на теории предельной полезности, на зывают количественным (кардиналистским 2 ). Во-вторых, подход, основанный на теории кривых безразличия, именуют порядковым (ординалистским 3 ).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТЕОРИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ» з дисципліни «Мікроекономіка»