До сих пор мы рассматривали прямую эластичность спроса по цене. Помимо нее существует так называемая перекрестная эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность спроса по цене определяется как процентное изме нение количества запрашиваемого продукта 1, поделенное на процентное измене ние цены продукта 2. При этом цена продукта 1 становится условием ceteris paribus. Глава 3. Эластичность 105 В математическом виде перекрестную эластичность спроса по цене можно выразить так: 4* = AQ,/Q,_AQ,. Pj APJ/PJ APj & (3.6) С помощью коэффициента перекрестной эластичности по цене измеряется степень, с которой различные продукты связаны между собой, а также опреде ляются границы отрасли (группы фирм, которые производят подобную про дукцию). Например, если цена продуктау увеличилась и это привело к росту спроса на продукт г, то коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене положите лен (г\. > 0). В таком случае рассматриваемые блага являются субститутами (взаимозаменяемыми) и могут при этом производиться в одной отрасли экономи ки. Высокая перекрестная эластичность по спросу обычно указывает на то, что фирмы, производящие данную продукцию, принадлежат к одной отрасли. Во прос, однако, заключается в том, что считать «высоким» показателем. При этом определение отрасли часто зависит больше от специфических проблем, чем от показателя перекрестной эластичности по спросу. Продукт i (кофе) Продукт; (чай) 0 85 100 Qi 0 0.1 0.2 Рис. 3.11. Перекрестная эластичность товаров-субститутов Рассмотрим пример перекрестной эластичности субститутов (рис. 3.11). До пустим, это кофе (продукт i) и чай (продукту). Предположим, что цена чая (проду кта ]) упала с 10 до 9 р. Это вызвало снижение потребления кофе (г) соЮО до 85 ед. Подсчитаем дуговую перекрестную эластичность (по формуле 3.1, б): 100-85 10 + 9 _15 19 10-9 'Ю0 + 85~ 1 185 Л : = 1,54. Рис. 3.11 иллюстрирует, что товары i (кофе) nj (чай) являются субститутами. При падении цены чая количество потребления кофе сократилось со 100 до 85 ед. Это привело к сдвигу линии спроса кофе влево. 106 Часть I, Основы рыночного анализа Продукт i (кофе) Продукту (сливки) 0 100 120 Q, 0 Qi Q 2 Рис. 3.12. Перекрестная эластичность товаров-комплементов Если цена продукта./ снижается, а объем спроса на продукт i возрастает (г| ; < 0), то данные виды продукции являются комплементарными (взаимодополняющи ми). Рассмотрим это на конкретном примере (продукт i — кофе, продукту — слив ки). Ситуация проиллюстрирована на рис. 3.12. Предположим, что падение цены на сливки привело к увеличению потребления кофе на 20%. Величина перекрест ной эластичности в данном случае равна (по формуле 3.16): Л = 100-120 1,0 + 0,9 _-20 1,9 1,0-0,9 "l00 + 120~ 0,1 220 = -1,73. В данном случае мы имеем дела с двумя комплементарными товарами. Если коэффициент перекрестной эластичности по цене равен нулю (г\ { = 0), то эти продукты называются независимыми. Сведем результаты нашего анализа в табл 3.3. Таблица 3.3 Субституты, комплементы и перекрестная эластичность спроса Перекрестная эластичность °° >Г| > 0 п = о 0 > п > - ° ° Зависимость Субституты Независимые Комплементы Увеличение р. Qрастет Q, не изменяется Q, уменьшается Уменьшение р Q падает Q не изменяется Qj растет Перекрестная эластичность спроса может быть асимметричной. Это значит, что встречаются ситуации, когда, к примеру, увеличение цены товарау приведет к снижению спроса товара г, но, с другой стороны, увеличение цены товара i может не изменить спроса на товару или величина изменения оказывается совершенно иной.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Перекрестная эластичность спроса по цене» з дисципліни «Мікроекономіка»