Поскольку обмен является добровольным актом, и покупатель, и продавец рассчитывают получить в результате сделки выгоду. Мерой такой выгоды является излишек потребителя и излишек производителя. С помощью рис. 2.14 мы уже рассматривали понятие рынка продавца и покупателя, определили, что сделки между ними могут совершаться на взаимовыгодной основе только в зоне ЛЕС. Рассмотрим эту область еще раз более подробно. Для этого представим, что количество товаров и покупателей дискретно: при цене 6 р. товар X готовы купить 6 покупателей, при цене 7 р. — 5 покупателей, при цене 8 р. — 4 покупате ля, при цене 9 р. — 3 покупателя, при цене 10 р. — 2 покупателя, при цене 11р. — один покупатель. При цене 12 р. желающих купить данный товар не найдется (рис. 2.38). Максимальная готовность индивида платить за определенное благо называется ре зервной ценой для этого покупателя. Индивид, согласный заплатить за товар 11 р., фактически заплатит за него лишь 6 р., ибо такова равновесная цена продажи товара. Таким образом, чистая выгода, или излишек, данного потребителя составит 5 р. Другой потребитель согласен купить товар за 10 р., но заплатит лишь 6 р. Чис тая выгода этого потребителя составит 4 р. Таким образом, выгода наших потре бителей составит: 5 + 4 + 3 + 2 + 1 + 0 = 15 р. Рис. 2.38. Излишек потребителя и производителя и общественная выгода Глава 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие 77 Геометрически величина излишка всех потребителей равна площади заштри хованной ступенчатой фигуры. Если покупателей не 6, а неопределенное число, то величина излишка потребителя равна площади треугольника AEF. Излишек потребителя — это разница между резервной ценой покупателей и коли чеством денег, которые покупатели действительно заплатили за товар. Рассуждая аналогичным образом об особенностях продажи товаров произво дителями, получим понятие излишка производителя. Для продавца резервной ценой является готовность продать товар при минимальной цене за определен ное благо. Поэтому излишек производителя равен площади треугольника EEC. Излишек производителя — это разница между резервной ценой продавца и коли чеством денег, которые продавцы действительно получили за товар. Сумма излишка потребителя и излишка производителя называется обще ственной выгодой продавцов и покупателей. Геометрически величина обществен ной выгоды равна площади треугольника ЛЕС, т. е. совпадает с рынком продав цов-покупателей.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Взаимовыгодность обмена» з дисципліни «Мікроекономіка»