В отличие от спроса предложение отражает иную сторону рыночных отношений — поступление товаров на рынок для их продажи или обмена на другие экономиче ские блага. Если спрос формируют покупатели, то предложение — продавцы. Глава 2, Спрос и предложение. Рыночное равновесие 53 Предложение на рынке является результатом производства и отражает желание производителей продать свой товар. Предложение возникает, когда данный экономический субъект будет готов произвести сделку по продаже данного доставленного на рынок товара. Объем (величина) предложения определяется максимальным количеством какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продав цов в единицу времени при данных условиях. Как и спрос, объем предложения является потоком, протекающим во времени. В связи с этим надо четко отдавать себе отчет, к какому периоду времени отно сится данная величина предложения. Функцию предложения, построенную с учетом условий (факторов), можно представить следующим образом: Q? = у + е,Р. + e 2 P s + г 3 Р с + е 4 Л + г 5 К + е 6 Г + е 7 С + e g E + e g M, (2.6) где QJ — предложение данного товара i; у — часть объема предложения, определяемая экзогенно или переменными, специально не упомянутыми в функции предложения; е,, е 2 , ...е 9 — коэффициенты функции предложения, иллюстрирующие пре дельное влияние каждой независимой переменной на количество предлагаемо- го блага; Р. Р s Р с R К Т С Е М — цена предлагаемого товара г; — цена товара-субститута; — цена комплементарного товара; — цены ресурсов; — уровень технологии; — налоги и субсидии; — природные условия; — ожидания производителей; — количество продавцов. Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него множества различных факторов. Проведем с функцией предложения манипуляции, аналогичные тем, которые мы осуществили с функцией спроса, тогда функцию предложения от цены (или линию предложения) можно записать следующим образом: 0? = В + е { Р г (2.7) Как и в случае со спросом, функцию предложения можно выразить тремя тра диционными способами: графическим, табличным и аналитическим. Если функция линейна, то ее можно описать в виде: P. s = c + dxQ., (2.8) где с — длина отрезка, который линия предложения отсекает на оси ординат; d — показатель угла наклона линии предложения к оси абсцисс. 54 Часть I. Основы рыночного анализа Очевидно, что линия предложения может быть и нелинейной. Нормальная линия предложения имеет положительный наклон, что свидетельствует о прямой зависимости между ценой и количеством предлагаемого товара (рис. 2.8). Наклон = ДР ; / Aq t = d = 1/ е, Рис. 2.8. Свойства линии предложения Как и в случае со спросом, изменение цены товара вызывает перемещение зна чений количества товара вдоль линии предложения, а изменение прочих факто ров сдвигает линию предложения вправо и вниз (если предложение увеличива ется) или влево и вверх (если предложение уменьшается), как это изображено на рис. 2.9 и 2.10. Поведение кривой предложения может поведать экономисту об очень многом. К примеру, сдвиг кривой предложения вправо и вниз может явиться следствием снижения налогов или начисления производству дотаций. А может быть резуль татом увеличения эффективности производства, повышения конкурентоспособ ности. о а Рис. 2.9. Изменение величины предложения Глава 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие 55 Рис. 2.10. Изменение предложения Оглядываясь на первые шаги «реформаторского правительства» Е. Т. Гайда ра, можно отметить, что оно пошло противоположным путем: резко повысило цены на энергоресурсы и транспортные перевозки под предлогом «доведения их до мирового уровня». В результате издержки производства и транспорта дра матически возросли. Линия предложения резко сдвинулась влево и вверх, и тем самым был нанесен первый сокрушительный удар по конкурентоспособнос ти отечественного производства. Вслед за этим был нанесен и ряд других уда ров, после чего отечественное производство стало напоминать недобитого ма монта. Обратим внимание на одно обстоятельство. Речь идет о так называемом «за коне предложения». В ряде отечественных учебников по микроэкономике утверж дается, что такой закон (прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта) существует.' Авторы других учебников занимают в этом вопросе более осторожную пози цию и вовсе не упоминают о существовании такого закона. 2 И наконец, существует еще одна группа авторов, которая более или менее ка тегорично отрицает существование данного закона. 3 Проблема заключается в том, что кривая предложения ведет себя гораздо бо лее «капризно», чем кривая спроса (рис. 2.11). На рис. 2.11 показаны некоторые типы кривых предложения. Так, кривая 5, иллюстрирует «нормальную» кривую предложения. Кривая S 2 — кривую долго срочного периода; кривая 5 3 — кривую сверхкраткого периода; однако возможны и типы кривых 5 4 , и 5 5 , в чем мы убедимся позже. 1 См.: Емцов Р. Г., Лукин М. Ю. Микроэкономика. М., 1997. С. 41; Ивашковский С. Н. Микроэкономика. М., 1998. С. 67; Нуреев Р. М. Микроэкономика. М., 1999. С. 85. 2 См.: Микроэкономика / Под ред. Яковлевой Е. Б. СПб., 1999. С. 30-34. 3 См.: Овчиннников Г. П. Микроэкономика - Макроэкономика. СПб., 1997. С. 47; Галь перин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т. 1. СПб., С. 47. Р 56 Часть I. Основы рыночного анализа Исходя из этих соображений было бы более осмотрительно воздержаться от утверждения существования закона предложения, так как устойчивой связи (как в случае со спросом) между ценой и количеством товара не наблюдается. А I sT- г К я,-
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Функция и линия предложения» з дисципліни «Мікроекономіка»