Виды издержек и себестоимость. Выручка, прибыль и рентабельность
С позиций трудовой теории стоимости издержки рассматриваются как затраты на возмещение материальных, трудовых, природных ресурсов, израсходованных при создании товаров и услуг. Согласно этому подхо- ду издержки определяются как ценность израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения. Эти издержки называют бухгал- терскими (явными) издержками .
114
Затраты
подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть непосредственно отнесены на ее себестоимость (например, сырье и основные материалы). Косвенные затраты не могут быть отнесены прямо на себестои- мость отдельных видов продукции и распределяются косвенно (напри- мер, общепроизводительные, общехозяйственные, внепроизводитель- ные расходы). С точки зрения периодичности возникновения затраты принято подразделять на текущие и единовременные. К текущим затратам относят расходы, имеющие частую перио- дичность (например, на сырье и материалы). К единовременным затратам относят такие, которые не имеют определенной периодичности, разовые или экстраординарные (напри- мер, расходы на подготовку и освоение новых видов продукции). В соответствии с неоклассической концепцией выделяются неяв- ные
или
альтернативные издержки . Они определяются как ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном использовании тех же ресурсов. Это издержки, связанные с упускаемы- ми возможностями наилучшего использования ресурсов фирмы. Такие издержки не предусмотрены контрактами фирмы и поэтому остаются недополученными. Так, фирма использует принадлежащие ей гараж, офисные и складские помещения, никому ничего за это не платя, однако при этом отказывается от имеющейся у нее возможности получения денежных платежей за сдачу их в аренду. Фирмы не отражают такого рода издержки в своей бухгалтерской отчетности, однако они учитыва- ются при оценке итоговых результатов ее деятельности. По месту формирования затраты подразделяются на внешние и внутренние. Внешние затраты - это оплата всех ресурсов, приобретаемых фирмой на стороне. К ним относятся расходы на оплату материалов, сырья, оборудования, рабочей силы, т.е. то, что она не производит сама для создания готовой продукции. Внутренние издержки - это затраты, которые несет фирма сама при производстве продукции, например, производство специнструмен- та, собственное паросиловое, транспортное, ремонтное хозяйство. В зависимости от связи издержек с объемом производства разли- чают постоянные и переменные издержки. Постоянные издержки - это затраты на аренду земли, охрану зданий, годовая амортизация основного капитала и др. Они постоянны, поскольку их величина в коротком периоде не изменяется с увеличени- ем или сокращением производства. Такие издержки имеют место даже тогда, когда продукция вообще не выпускается. Именно они определя- ют размеры фирмы, параметры ее производственных мощностей. Осно- ву постоянных издержек составляют издержки, связанные с использо- ванием основных фондов.
115
Переменные издержки - это затраты, величина которых изменя- ется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производст- ва. Это затраты на сырье, топливо, заработную плату и др. Основу пе- ременных издержек составляют издержки, связанные с использованием оборотных фондов. Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые издержки фирмы . Издержки в расчете на единицу производимой про- дукции - это средние издержки . Могут рассчитываться
средние вало- вые, средние постоянные, средние переменные издержки. Особый вид издержек - трансакционные . Под ними понимаются издержки установления и функционирования институтов, обеспечи- вающих работу рынка. К ним относят издержки: - сбора и обработки информации, необходимой для предприни- мательской деятельности; - проведения переговоров и принятия решений; - контроля и юридической защиты выполнения подписанных контрактов. В российской экономике названные выше издержки определяют- ся как себестоимость. Себестоимость продукции (работ, услуг) -
это текущие издержки производства и реализации продукции, исчисленные в денежном выражении.
Структура себестоимости включает следующие экономические элементы: - материальные затраты; - затраты на оплату труда; - отчисления на социальные нужды; - амортизацию основных фондов. Эта группировка является единой и обязательной для всех отрас- лей народного хозяйства страны. Она показывает, что именно израсхо- довано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов. Себестоимость - один из важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятий. Снижение себестоимости - необходимое условие повышения конкурен- тоспособности предприятий. К основным факторам снижения себестоимости относятся: - использование достижений НТП, повышение производительно- сти труда; - экономия материальных ресурсов; - применение более производительных средств труда; - внедрение безотходных технологий; - снижение расходов на организацию производства и труда. Количественная величина прибыли определяется как разность между выручкой, полученной от продажи товара, и его себестоимостью.
116
Необходимо различать две
группы факторов , воздействующих на величину прибыли: - внутрипроизводственные (внутрифирменные) - за счет измене- ния издержек производства, качества продукции; - внешние по отношению к фирме - прежде всего за счет измене- ния рыночной цены. Следовательно, можно предположить, что максимальная прибыль будет получена фирмой при производстве такого товара, при котором разница между общим доходом и валовыми издержками будет макси- мальная. Каждая фирма стремиться получить максимальную прибыль, используя для этого те или иные факторы, в зависимости от конъюнкту- ры рынка. При совершенной конкуренции предприниматель больше надеет- ся на получение максимальной прибыли за счет своих внутренних воз- можностей. При несовершенной конкуренции появляется возможность у мо- нопольных предприятий получить больше прибыли за счет внешних (рыночных) факторов. Исходя из всего вышеизложенного, подведем итог путем анализа принципов максимизации прибыли фирмы. Деятельность фирмы в условиях совершенной конкуренции мож- но описать с помощью общего, среднего и предельного дохода фирмы. В общем виде прибыль Pr (profit) определяется как разность между совокупной (общей) выручкой и совокупными (общими) издерж- ками: Pr = TR – ТС , где TR (total revenue) - совокупная выручка (доход); ТС (total cost) - совокупные издержки; Pr (profit) - прибыль. Издержки, как уже известно, бывают внешними (явными, бухгал- терскими) и внутренними (неявными). К внешним издержкам отно- сится стоимость израсходованных ресурсов, оцененная в текущих ценах их приобретения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Виды издержек и себестоимость. Выручка, прибыль и рентабельность» з дисципліни «Мікроекономіка»