Теория спроса может быть изложена как теория поведения по- требителя (покупателя). Спрос на рынке - это наши потребности, кото- рые мы удовлетворяем, покупая блага. Каким образом наши потребно- сти превращаются в определенную величину спроса? Как из множества благ мы выбираем то, что нас удовлетворяет? На эти вопросы и отвеча- ет теория поведения потребителей . В этой теории формулируется об- щая модель поведения потребителя. Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом сущест- вующих цен. Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть вы- бор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вку- сов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений. Предпочтения потребителя - это признание преимуществ ка- ких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ луч- шими по сравнению с другими. Предпочтения являются субъективны- ми. Субъективными также являются и оценки полезности каждого вы- бираемого блага. Но выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и его доходом. Так же, как и в масштабах экономики, ресурсы индивиду- ального потребителя ограничены. Практическая неограниченность по- требностей потребителя и ограниченность его ресурсов приводят к не- обходимости выбора из различных комбинаций благ, то есть к необхо- димости потребительского выбора . Одно из теоретических объяснений закона спроса, а также потре- бительского выбора связано с законом убывающей предельной полезно- сти. Полезность блага - это удовлетворение, которое испытывает че- ловек в процессе потребления блага; в основе полезности лежат различ- ные физические, химические, биологические и прочие свойства блага. В экономической теории предполагается, что потребитель блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления блага,
54
а зная полезность разных благ, он может сделать выбор из них. Этот выбор благ должен быть наилучшим с его точки зрения, то есть прино- сить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворе- ния. Потребляя разные количества одного и того же блага, замечаем, что чем больше благ потребляем, тем меньшее удовлетворение получа- ем от потребления дополнительной единицы данного блага. Первый съеденный нами беляш в курсантской чайной приносит нам наибольшее удовлетворение, второй беляш приносит меньшее удовлетворение, тре- тий еще меньшее. Этим также руководствуется потребитель, покупая различные количества благ. В теории данная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности . Предельная полезность любого блага представляет собой вели- чину дополнительной полезности одной дополнительной единицы по- требляемого блага. Закон убывающей предельной полезности предполагает зависи- мость между увеличением количества потребляемого блага и дополни- тельной полезностью дополнительной единицы этого блага. С увеличе- нием количества потребляемых благ общая величина полезности благ (совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей степени, так как каждая дополнительная единица блага добавляет уменьшающуюся ве- личину полезности. Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается. Принципом убывающей предельной полезности руководствуется потребитель, выбирая такой потребительский набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага и при данном доходе потребителя. Таким образом, можно кратко сформулировать некоторые прин- ципы поведения потребителя на рынке, то есть модель его поведения: - выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями; - поведение потребителя является рациональным, в частности он выдвигает определенные цели и руководствуется личным интересом, то есть действует в рамках разумного эгоизма; - потребитель стремится максимизировать совокупную полез- ность, другими словами, стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности; - на выбор потребителя и его субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности; - при выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным. Модель поведения потребителя представляет собой связанные между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, вклю- чающие в себя, прежде всего, максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.
55
Изложенная выше модель поведения потребителя является про- стейшей. Некоторые положения этой модели слишком абстрактны. На- пример, трудно представить, что, съев два беляша, потребитель мыс- ленно определил количество полученного удовлетворения; более того, он вряд ли думал о максимизации полезности в данном случае. Тем не менее эта упрощенная модель поведения потребителя является очень полезной, многое объясняет в поведении покупателей на рынке, в том числе и то, от чего зависит спрос на товары. По существу, теория поведения потребителя - это теория потре- бительского выбора. В изложенной выше модели поведения потребите- ля были сформулированы важнейшие принципы этого выбора. В даль- нейшем рассмотрим некоторые положения этой теории более подробно. В частности, остановимся на понятии бюджетного ограничения и по- требительского набора. Основным способом регулирования производства в современной рыночной экономике является рыночный механизм , представляющий собой такую форму организации хозяйства, при которой производители и потребители на конкурентной основе взаимодействуют через рынок для решения своих задач. В основе экономического анализа функцио- нирования рыночного механизма лежат такие категории, как цена; спрос; предложение; конкуренция. Эти категории являются элементами рыночного механизма . Для понимания рыночной экономики данные элементы имеют первостепенное значение. Цены на товары и услуги складываются на рынке, где действуют спрос и предложение. В аспекте этих соображений рассмотрим после- довательно проблемы, относящиеся к спросу и предложению. Спросом (demand) называется количество товаров и услуг, имеющееся на данном рынке, которое покупатель готов приобретать по определенной цене независимо от того, действует он рационально или под влиянием окружающей социальной среды. Спрос на какой-либо продукт представляет собой спрос в от- ношении какой-то отрасли экономики. Практика показывает наличие значительного разнообразия продукции, предназначенной для удовле- творения запросов потребителей. Все виды продукции обладают раз- личной степенью взаимозаменяемости. Комбинированная продукция отрасли может рассматриваться как товар
или
благо . Однако общим критерием принадлежности какого-либо продукта к той или иной от- расли могут служить определенные признаки (форма, качество, степень рекламирования и т.д.). Высокая заменяемость предполагает, что това- ры удовлетворяют одну и ту же потребность, но изменение цены на взаимозаменяемые товары может повлечь за собой изменение спроса от одного продукта к другому. Следовательно, механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, спрос на которые растет.
Рыночный спрос на товары может быть индивидуальным и со- вокупным .
56
Рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара А. Предположим, что при цене $ 30 за одну условную единицу покупатель готов купить лишь 1 единицу блага А, при цене $ 10 - 3 еди- ницы и т.д. Зависимость количества проданных благ от уровня цен мо- жет быть представлена графиком, изображенным на рис. 3.3. Анализируя полученный график, легко заметить, что между ры- ночной ценой и количеством реализованного товара существует опре- деленная обратная связь. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение же цены, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. Изображенная кривая спроса характеризует состояние цен и объема продукции А на определенный момент времени. Данная кривая иллюстрирует закон изменения спроса . Она имеет отрицатель- ный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить боль- шее количество благ при меньшей цене.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Спрос и предложение. Поведение потребителя» з дисципліни «Мікроекономіка»