ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Мікроекономіка

Спрос и предложение. Поведение потребителя
Теория спроса может быть изложена как теория поведения по-
требителя (покупателя). Спрос на рынке - это наши потребности, кото-
рые мы удовлетворяем, покупая блага. Каким образом наши потребно-
сти превращаются в определенную величину спроса? Как из множества
благ мы выбираем то, что нас удовлетворяет? На эти вопросы и отвеча-
ет
теория поведения потребителей
. В этой теории формулируется об-
щая модель поведения потребителя.
Поведение потребителя
- это процесс формирования рыночного
спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом сущест-
вующих цен. Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть вы-
бор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вку-
сов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.
Предпочтения потребителя
- это признание преимуществ ка-
ких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ луч-
шими по сравнению с другими. Предпочтения являются субъективны-
ми. Субъективными также являются и оценки полезности каждого вы-
бираемого блага. Но выбор потребителя определяется не только его
предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и
его доходом. Так же, как и в масштабах экономики, ресурсы индивиду-
ального потребителя ограничены. Практическая неограниченность по-
требностей потребителя и ограниченность его ресурсов приводят к не-
обходимости выбора из различных комбинаций благ, то есть к необхо-
димости
потребительского выбора
.
Одно из теоретических объяснений закона спроса, а также потре-
бительского выбора связано с законом убывающей предельной полезно-
сти.
Полезность блага
- это удовлетворение, которое испытывает че-
ловек в процессе потребления блага; в основе полезности лежат различ-
ные физические, химические, биологические и прочие свойства блага.
В экономической теории предполагается, что потребитель блага
каким-то образом определяет степень полезности от потребления блага,


54

а зная полезность разных благ, он может сделать выбор из них. Этот
выбор благ должен быть наилучшим с его точки зрения, то есть прино-
сить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворе-
ния.
Потребляя разные количества одного и того же блага, замечаем,
что чем больше благ потребляем, тем меньшее удовлетворение получа-
ем от потребления дополнительной единицы данного блага. Первый
съеденный нами беляш в курсантской чайной приносит нам наибольшее
удовлетворение, второй беляш приносит меньшее удовлетворение, тре-
тий еще меньшее. Этим также руководствуется потребитель, покупая
различные количества благ. В теории данная закономерность получила
название
закона убывающей предельной полезности
.
Предельная полезность
любого блага представляет собой вели-
чину дополнительной полезности одной дополнительной единицы по-
требляемого блага.
Закон убывающей предельной полезности предполагает зависи-
мость между увеличением количества потребляемого блага и дополни-
тельной полезностью дополнительной единицы этого блага. С увеличе-
нием количества потребляемых благ общая величина полезности благ
(совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей степени, так как
каждая дополнительная единица блага добавляет уменьшающуюся ве-
личину полезности.
Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с
увеличением количества потребляемого блага предельная полезность
блага уменьшается. Принципом убывающей предельной полезности
руководствуется потребитель, выбирая такой потребительский набор,
который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага и
при данном доходе потребителя.
Таким образом, можно кратко сформулировать некоторые прин-
ципы поведения потребителя на рынке, то есть модель его поведения:
- выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется
своими предпочтениями;
- поведение потребителя является рациональным, в частности он
выдвигает определенные цели и руководствуется личным интересом, то
есть действует в рамках разумного эгоизма;
- потребитель стремится максимизировать совокупную полез-
ность, другими словами, стремится выбрать такой набор благ, который
приносит ему наибольшую общую величину полезности;
- на выбор потребителя и его субъективные оценки полезности
покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности;
- при выборе благ возможности потребителя ограничены ценами
благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным.
Модель поведения потребителя
представляет собой связанные
между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, вклю-
чающие в себя, прежде всего, максимизацию совокупной полезности,
закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.


55

Изложенная выше модель поведения потребителя является про-
стейшей. Некоторые положения этой модели слишком абстрактны. На-
пример, трудно представить, что, съев два беляша, потребитель мыс-
ленно определил количество полученного удовлетворения; более того,
он вряд ли думал о максимизации полезности в данном случае. Тем не
менее эта упрощенная модель поведения потребителя является очень
полезной, многое объясняет в поведении покупателей на рынке, в том
числе и то, от чего зависит спрос на товары.
По существу, теория поведения потребителя - это теория потре-
бительского выбора. В изложенной выше модели поведения потребите-
ля были сформулированы важнейшие принципы этого выбора. В даль-
нейшем рассмотрим некоторые положения этой теории более подробно.
В частности, остановимся на понятии бюджетного ограничения и по-
требительского набора.
Основным способом регулирования производства в современной
рыночной экономике является
рыночный механизм
, представляющий
собой такую форму организации хозяйства, при которой производители
и потребители на конкурентной основе взаимодействуют через рынок
для решения своих задач. В основе экономического анализа функцио-
нирования рыночного механизма лежат такие категории, как цена;
спрос; предложение; конкуренция. Эти категории являются элементами
рыночного механизма
.
Для понимания рыночной экономики данные
элементы имеют первостепенное значение.
Цены на товары и услуги складываются на рынке, где действуют
спрос и предложение. В аспекте этих соображений рассмотрим после-
довательно проблемы, относящиеся к спросу и предложению.
Спросом (demand)
называется количество товаров и услуг,
имеющееся на данном рынке, которое покупатель готов приобретать по
определенной цене независимо от того, действует он рационально или
под влиянием окружающей социальной среды.
Спрос на какой-либо продукт
представляет собой спрос в от-
ношении какой-то отрасли экономики. Практика показывает наличие
значительного разнообразия продукции, предназначенной для удовле-
творения запросов потребителей. Все виды продукции обладают раз-
личной степенью взаимозаменяемости. Комбинированная продукция
отрасли может рассматриваться как
товар

или

благо
. Однако общим
критерием принадлежности какого-либо продукта к той или иной от-
расли могут служить определенные признаки (форма, качество, степень
рекламирования и т.д.). Высокая заменяемость предполагает, что това-
ры удовлетворяют одну и ту же потребность, но изменение цены на
взаимозаменяемые товары может повлечь за собой изменение спроса от
одного продукта к другому.
Следовательно, механизм рынка позволяет
удовлетворять только те потребности, спрос на которые растет.

Рыночный спрос на товары может быть
индивидуальным
и
со-
вокупным
.


56

Рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь
товара А. Предположим, что при цене $ 30 за одну условную единицу
покупатель готов купить лишь 1 единицу блага А, при цене $ 10 - 3 еди-
ницы и т.д. Зависимость количества проданных благ от уровня цен мо-
жет быть представлена графиком, изображенным на рис. 3.3.
Анализируя полученный график, легко заметить, что между ры-
ночной ценой и количеством реализованного товара существует опре-
деленная обратная связь. Высокая цена товара ограничивает спрос на
него, уменьшение же цены, как правило, обусловливает возрастание
спроса на него. Изображенная кривая спроса характеризует состояние
цен и объема продукции А на определенный момент времени. Данная
кривая иллюстрирует
закон изменения спроса
. Она имеет отрицатель-
ный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить боль-
шее количество благ при меньшей цене.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Спрос и предложение. Поведение потребителя» з дисципліни «Мікроекономіка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СТАНОВИЩЕ ПІДПРИЄМСТВА НА РИНКУ ФАКТОРІВ ВИРОБНИЦТВА ТА НА РИНКУ ...
Аудит реалізації сільськогосподарської продукції
АУДИТОРСЬКИЙ РИЗИК ТА АУДИТОРСЬКІ ДОКАЗИ. СУТТЄВІСТЬ ПОМИЛОК
РЕОРГАНІЗАЦІЯ ЯК СПЕЦИФІЧНИЙ НАПРЯМ ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ПІДПРИЄ...
Зміст та необхідність державної санаційної підтримки підприємств


Категорія: Мікроекономіка | Додав: koljan (18.10.2011)
Переглядів: 1234 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП