Государственная политика в области содействия занятости населения
Эффективное использование трудовых ресурсов и борьба с безрабо-тицей требуют государственной политики занятости. Эта политика – не-пременный атрибут государственного регулирования рынка труда в разви-тых странах. Для России разработка и проведение такой политики особен-но актуально, так как в ближайшие годы положение на рынке труда может существенно ухудшиться в связи с закрытием неконкурентоспособных предприятий. Занятость по российскому законодательству – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потреб-ностей, не противоречащая действующему законодательству и принося-щая им заработок. В Законе РФ «О занятости населения» от 20.04. 1996г.№ 36-ФЗ сформулированы два основных принципа, придающие от-ношениям в сфере занятости рыночный характер. Первый из них предпо-лагает обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принуди-тельного, обязательного труда. В соответствии с данным принципом чело-веку принадлежит право выбора: участвовать или не участвовать в обще-ственном труде. Второй принцип предусматривает создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на по-мощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице в со-ответствии с Конституцией РФ. Законодательно определены и основные принципы государственной политики в области содействия занятости на-селения: - обеспечение равных возможностей всем гражданам России незави-симо от национальности, пола и т.д. в реализации права на труд и свободный выбор занятости; - развитие трудовых ресурсов; - предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; - поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан; - обеспечение социальной защиты в области занятости, помощь особо нуждающимся в трудоустройстве; - поощрение работодателей, создающих новые рабочие места. В соответствии со ст.2 упомянутого закона занятыми считаются гра-ждане: - работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу, включая временные, сезонные работы; - самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индиви-дуальной трудовой деятельностью предприниматели; - избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую долж-ность; - военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внутрен-них дел; - трудоспособные учащиеся любых учебных заведений очной формы. Различают полную, продуктивную и свободно выбранную занятость. Полная занятость предусматривает обеспеченность профессио-нальным трудом, который приносит доход определенному лицу и достой-ное существование ему и его семье. Продуктивная занятость должна соответствовать двум важнейшим условиям: во-первых, она должна приносить работнику доход, обеспечи-вающий достойные человека условия жизни, что предполагает прямую связь политики занятости с политикой доходов, антиинфляционными ме-роприятиями. Во-вторых, она должна противопоставляться формальной занятости. Частный случай последней – содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы. Поли-тика государства должна способствовать тому, чтобы труд каждого чело-века был экономически целесообразным для общества. Свободно избранная занятость предполагает, что право распоря-жаться рабочей силой принадлежит ее владельцу, то есть самому работни-ку. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное принужде-ние к труду. Эти виды занятости отражают состояние количественной и качест-венной сбалансированности между потребностями населения в работе и рабочими местами. В переходной экономике по мере роста эффективности труда, уровень занятости профессиональным трудом будет снижаться. Это связано с тем, что высокоэффективная экономика будет нуждаться в отно-сительно меньшем числе работников. Кроме того, будут сокращаться по-требности населения в рабочих местах из-за переключения интересов в другие сферы общественно полезной деятельности. Количественно занятость населения характеризуется показателем «уровень занятости», который в отечественной практике рассчитывается двумя способами: 1) где Nз – численность занятых, человек; Nобщ -общая численность населения, человек. 2) где NЭАН – численность экономически активного населения; N ЭАН = Nз+Nб, где Nб – численность безработных, человек. В международной статистике исходным показателем для анализа за-нятости является «уровень экономически активного населения» (УЭАН), ис-числяемый как:
Важнейшим государственным приоритетом в политике занятости в переходный период является повышение удельного веса сферы услуг как преобладающей сферы занятости. Поэтому расширение сферы услуг в хо-зяйстве России нельзя рассматривать как временное явление, связанное с кризисным сокращением материального производства. Этот сдвиг - ре-зультат действия объективных причин. С одной стороны, растут потребно-сти в услугах непроизводственной сферы. С другой стороны, народное хо-зяйство располагает ресурсами, необходимыми для реализации этой по-требности. Так, сфера услуг обеспечивается рабочей силой за счет ее вы-свобождения из ВПК, а также за счет скрытой безработицы в других от-раслях хозяйства. Формирующийся рынок труда обеспечивает быстрое ее перераспределение в сферу услуг. Второй сферой государственных приоритетов в политике занятости является малый и средний бизнес, который способен внести весомый вклад в решение проблемы занятости за счет поглощения рабочей силы, высво-бождающейся из других сфер, и в результате формирования слоя мелких собственников. За короткий срок в нашей стране число мелких и средних предприятий превысило 900000, на них занято на постоянной основе 8,5 млн. человек и еще большее число работников получают здесь дополни-тельную работу. Уже сейчас этот фактор хозяйства отличается сравни-тельно высокой эффективностью: в 2001г. на его долю приходилось 1,5% ВВП. 4.2. Государственная политика в области безработицы Под безработицей понимается несоответствие на рынке труда , ко-гда предложение труда превышает спрос на него (как в количественном, так и в качественном отношении). Безработица – относительно новое для России понятие, хотя трудоизбыточные территории были и ранее, в быв-шем СССР. Масштабы безработицы оцениваются по следующим критериям: - регистрация и получение статуса в службах занятости; - незанятость и активный поиск работы независимо от факта регист-рации; - отсутствие работы и заработка независимо от наличия официального статуса занятости. В некоторых случаях оцениваются и масштабы намеренно сдержи-ваемой («подавленной») безработицы. Особую остроту эта проблема имеет в северных районах, малых городах России, наукоградах, ряде закрытых зон, в районах дислокации предприятий легкой и угольной промышленно-сти и в устойчиво депрессивных регионах, превращающихся постепенно в зоны застойной безработицы. Наиболее важные понятия, характеризующие безработицу, следую-щие: - статус безработного; - уровень безработицы; - распространенность безработицы, движение безработных; - продолжительность безработицы; - типы безработицы. По российскому законодательству безработными признаются трудо-способные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистриро-ваны в службе занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Принятая в нашей стране система учета безра-ботицы не отражает действительных тенденций в функционировании рын-ка труда, поскольку большинство безработных не регистрируются на бир-жах труда, ищут работу самостоятельно или прибегают к услугам негосу-дарственных посреднических структур. Показатель уровня безработицы определяется как:
где Уб – уровень безработицы, %. Показатель безработицы в периоды экономической стабильности на-зывается естественным уровнем безработицы. Различают скрытую, фрикционную, сезонную, структурную и цик-лическую безработицу. Скрытая безработица характеризуется использованием излишних работников в производстве, в действительности требующем меньшего ко-личества рабочей силы. Эта форма безработицы особенно характерна для сельского хозяйства; по разным причинам может возникать в промышлен-ности и государственном секторе экономики. Фрикционная безработица вызывается несовершенством различных технических аспектов деятельности рынка труда, например, отсутствием своевременной и полной информации о наличии свободных рабочих мест. При данной форме безработицы краткие периоды незанятости обусловле-ны переходом с одного места работы на другое. Сезонная безработица предопределяется сезонными колебаниями в объеме производства продукции и оказания услуг определенными отрас-лями. К таковым относятся некоторые виды строительных, сельскохозяй-ственных и заготовительных работ, разнообразные промыслы и другие виды деятельности, которые обеспечивают занятость только в течение оп-ределенных временных периодов или сезонов. Структурная безработица вызывается, во-первых, нехваткой про-изводственных мощностей, и, во-вторых, личными качествами нанимаю-щихся работников (пол, возраст, национальность, уровень образования, квалификация). При наличии структурной безработицы профессиональные навыки людей длительное время остаются невостребованными из-за несоответст-вия, например, уровня квалификации работников качественным парамет-рам доступных рабочих мест. Для данного типа безработицы характерно периодическое высвобождение определенного числа работников, то есть лишение их рабочих мест из-за структурных сдвигов в производстве, вы-зывающих изменение в спросе на некоторые профессии. Циклическая безработица обусловливается тем или иным состояни-ем экономики и соответствующей ему фазой экономического цикла. Уро-вень безработицы может колебаться в значительных пределах. К резкому увеличению количества безработных в фазах кризиса и депрессии приво-дят массовые сокращения рабочих мест из-за снижения объемов производ-ства, банкротства предприятий и других причин. Безработица вызывает необходимость обеспечения социальных га-рантий граждан при потере работы, включая выплату пособий по безрабо-тице. В частности, для лиц, зарегистрированных в службе занятости в ка-честве ищущих работу и не имеющих специальности, законодательно пре-дусмотрено прохождение краткосрочных курсов по обучению профессиям, пользующимся спросом. Продолжительность такого обучения составляет, как правило, до 6 месяцев, а по некоторым сложным профессиям – до 1 го-да. Для граждан, потерявших работу и высвобожденных с предприятий, а также для тех, кто впервые ищет работу, законодательно введены соци-альные гарантии и компенсации: - выплата стипендии в период профессиональной подготовки, пере-подготовки или повышения квалификации; - выплата пособий по безработице (не ниже минимального заработка); - возможность участия в оплачиваемых общественных работах. Экономисты прогнозируют рост безработицы в ближайшие годы. Активизация этого процесса связана со структурными сдвигами в эконо-мике, применением процедуры банкротства, несовершенством хозяйствен-ного механизма. Острота проблемы усиливается рядом дополнительных обстоятельств: - низким уровнем материального обеспечения семей; - отсутствием сбережений, уничтоженных гиперинфляцией в первые годы реформ; - слабым развитием контрактных форм найма и общественных работ, которые могли бы обеспечить получение временных заработков; - сложности трудоустройства для лиц квалифицированного труда; - периодические задержки выплаты заработной платы, пенсий, посо-бий. Допустимым считается такой уровень безработицы, который не под-рывает возможность осуществления расширенного воспроизводства, вклю-чая производство потребительских товаров. Государственные меры борьбы с безработицей включают: - создание федеральной государственной службы занятости, основой которой являются региональные центры занятости населения; - поощрение государственными субсидиями частной собственности, выдача кредитов под заработную плату; - досрочный выход на пенсию; - расширение программ переподготовки; - социальная помощь безработным через пособия по безработице.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Государственная политика в области содействия занятости населения» з дисципліни «Перехідна економіка»