Предпринимательство – это экономическая деятельность физиче-ских и юридических лиц. Цель этой деятельности – получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг. Предприни-мательство преследует также цель повышения имиджа, статуса предпри-нимателя. Для характеристики предпринимательства как экономической кате-гории главной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные ли-ца, организаторы единоличного, семейного, а также более крупного произ-водств. Деятельность таких предпринимателей осуществляется на основе, как собственного труда, так и наемного. Предпринимательская деятель-ность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами кол-лективного предпринимательства выступают акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и т.д. Субъектом предпринимательст-ва может быть и государство в лице его органов. Соответственно в пере-ходной экономике различают три формы предпринимательской деятельно-сти: частную, коллективную и государственную, каждая из которых нахо-дит свои ниши в хозяйственной системе. Объект предпринимательства – наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода. Возможные новые спо-собы комбинации экономических ресурсов – главное дело предпринимате-ля, отличающего его от обычного хозяйственника. Предприниматели ком-бинируют ресурсы для изготовления нового, неизвестного потребителям блага, открытия новых способов производства и т.п. Для предпринимательства как метода ведения хозяйства главным ус-ловием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них свободы и прав по выбору видов предпринима-тельской деятельности, источников финансирования, установлению цен на продукцию и услуги, доступ к ресурсам и сбыту продукции и т.д. Само-стоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего что, как и для кого произво-дить и по какой цене продавать. Но предприниматель все время находится в зависимости от конъюнктуры рынка, спроса на его продукцию. Второе условие предпринимательства – ответственность за прини-маемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью экономической ситуа-ции и является постоянным спутником предпринимательской деятельно-сти. Третье условие предпринимательства – ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к максимизации прибыли. Вместе с тем, следует отметить, что такая установка не является самодовлеющей в со-временном бизнесе. Деятельность многих предпринимателей не ограничи-вается названной установкой. Они принимают участие в решении социаль-ных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, об-разования, здравоохранения, охрану окружающей среды, развитие спорта и т.д. Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к при-нятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Пред-принимательство всегда связано с нововведениями. Предпринимательство является главной движущей силой развития рыночной экономики. На это обращали внимание выдающиеся экономи-сты А. Маршалл (1842-1924гг.) и Йозеф Шумпетер (1883-1950 гг.). Так, характеризуя рыночную экономику, А. Маршалл указывал, что ее главной чертой является «свобода производства и предпринимательства». Действи-тельная роль предпринимателей, по А. Маршаллу, в жизни общества со-стоит в том, что своим новшеством они не только создают новый порядок, но и ускоряют процессы, уже созревшие в обществе. По оценке Й. Шумпе-тера предприниматель постоянно осуществляет «созидательное разруше-ние», являясь главной фигурой в экономическом развитии общества. В командной экономике не было такого рода деятельности, за ис-ключением разве что ее примитивных форм. Поэтому в переходный пери-од в России предпринимательство должно быть создано прежде всего в малой и средней формах. Зачем? Дело в том, что в развитых странах малый и средний бизнес обеспечивает стабильность. Там средний бизнес дает порядка 60% ВВП, а в Японии приближается к 80%. У нас же доля малого и среднего бизнеса едва дотягивает до 10% хотя в этой сфере уже работает почти 20 млн. человек, то есть 1/3 трудоспособного населения России (2001г.). Президент Торгово-промышленной палаты Е. Примаков на III Всероссийской конференции представителей малого бизнеса (2002г.) зая-вил, что до тех пор, пока малый бизнес не будет создавать половины ВНП, вся экономика будет зависеть от цен на нефть и газ». А в послании Феде-ральному собранию президент В. Путин четко определил малое предпри-нимательство приоритетной отраслью экономики. Предпринимательство выполняет следующие функции: а) соединение в процессе производства факторов производства; б) принятие решений; в) внедрение инноваций; г) риск; д) перераспределение ресурсов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Предпринимательство как экономическая категория» з дисципліни «Перехідна економіка»