Особенности системы планового ценообразования в бывшем СССР
Эта система, означавшая централизованное установление государст-венных фиксированных цен на большинство видов продукции и услуг, яв-лялась неотъемлемой частью плановой экономики. Она позволяла учиты-вать через систему государственных нормативов уровни издержек произ-водства и прибыли на предприятиях, сравнительную эффективность того или иного вида продукции для народного хозяйства, исчислять абсолют-ные уровни и динамику различных показателей развития производства. По мере продвижения продукта от производителя к потребителю в цене производился последовательный учет добавленных в каждой стадии затрат и соответственно прибыли на затраты. В результате возникали раз-личные формы цены, последовательно сменявшие друг друга: оптовая це-на предприятия, оптовая цена промышленности и розничная цена. Оптовая цена предприятия включала его затраты и прибыль. Опто-вая цена промышленности состояла из оптовой цены предприятия, издер-жек и прибыли снабженческо-сбытовых организаций и налога с оборота, если таковой был установлен по данной продукции. Оптовые цены про-мышленности на средства производства для производителей являлись ко-нечными ценами, а на предметы потребления - промежуточными, так как по ним товары приобретал не конечный потребитель - население, а про-межуточный – торговля. Розничные цены на товары народного потребления завершали про-цесс ценообразования и являлись ценами конечного потребления. Они включали оптовые цены промышленности, издержки и прибыль торговых организаций. Все звенья экономики, в которых осуществлялось производство, рас-пределение и реализация продукции, имели свои, особые цены. Так, на стадии сельскохозяйственного производства функционировали закупочные цены. Они обслуживали оборот продукции между сельским хозяйством и промышленностью, сельским хозяйством и населением, населением и го-сударством. По этим ценам сельскохозяйственные предприятия (колхозы и совхозы) реализовывали свою продукцию государству. На стадии промышленной переработки функционировали оптовые цены на сырье, продукцию обрабатывающей промышленности, на стадии оптовой торговли – оптовые цены промышленности и оптово-сбытовая на-ценка, состоявшая из затрат оптово-сбытового звена и прибыли. На стадии розничной торговли использовалась розничная цена и торговая наценка, которая должна была возместить расходы торговли по реализации товаров населению и обеспечить им прибыль. Торговая нацен-ка определялась в процентах к розничной цене. Размер торговых наценок указывался в соответствующих прейскурантах розничных цен. Реализация услуг осуществлялась по особым плановым ценам, кото-рые получили название тарифов на услуги. По сроку действия плановые цены классифицировались на следую-щие основные виды: постоянные, временные, сезонные, разовые и дого-ворные. Постоянные цены характеризовались тем, что на них определялся только срок вступления в действие, а конечный срок функционирования не устанавливался (не был ограничен). Постоянные цены указывались в прей-скурантах. Такими ценами могли быть оптовые, закупочные, розничные, тарифы на услуги и т.д. Изменение постоянных цен осуществлялось цен-трализованно (реформа цен). Временные цены – это цены, на которые заранее был определен срок действия. Они устанавливались на новую продукцию производственно-технического назначения и на предметы потребления улучшенного качест-ва. Временными ценами могли быть и оптовые, и розничные цены. Утвер-ждались такие цены министерствами СССР, в подчинении которых нахо-дились предприятия – производители, а регистрировались в Государствен-ном Комитете СССР по ценам. Сезонные цены характеризовались тем, что изменялись в течение года. Причины изменения – неодинаковые условия производства в течение года сельскохозяйственной продукции. По сезонным розничным ценам реализовались населению овощи, фрукты, картофель. На эти продукты были установлены и сезонные закупочные цены. Разовые цены – это цены на продукцию разовых заказов. Ими могли быть только оптовые цены на продукцию производственно-технического назначения. Продукция по разовым заказам не являлась серийной и не по-вторялась в производстве в течение двух смежных лет. Цены на разовые заказы устанавливались предприятиями – изготовителями. С выполнением разового заказа прекращалось действие разовой оптовой цены. Договорные розничные цены могли устанавливаться только на впер-вые выпускаемые товары высокого качества с новыми потребительскими свойствами, существенно отличающимися от ранее выпускавшихся това-ров. После реализации первой партии товаров и при продолжении их про-изводства договорные розничные цены теряли свою силу, на смену им ут-верждались временные или постоянные цены. Следует также отметить, что оптовые цены подразделялись на два вида в зависимости от того, где происходит их окончательное формирова-ние: в местах производства (пунктах отправления) или в местах потребле-ния (пунктах назначения). В связи с этим различали: - цены франко-станция отравления. Они показывали, что в оптовую цену расходы по транспортировке товара включены только до станции от-правления. Все остальные транспортные расходы по доставке товара опла-чивал покупатель сверх оптовой цены. - цены франко – станция назначения, которые показывали, что в оп-товую цену включены все транспортные расходы вплоть до станции на-значения, в том числе расходы по выгрузке товаров. В зависимости от территории действия плановые цены подразделя-лись на единые общесоюзные, республиканские, местные. Эти цены уста-навливались соответствующими органами планового ценообразования. Все эти особенности в определении различных цен и различия в их структуре не меняли, однако, того общего обстоятельства, что государст-венные цены являлись плановыми нормативами затрат и прибыли в народ-ном хозяйстве. До 85% в структуре затрат занимала себестоимость про-дукции. Она рассматривалась как база цены. Поскольку цены служили прежде всего средством покрытия и учета затрат, а спрос, как правило, не влиял на уровень цен, то такое ценообразование стали называть затрат-ным. Трудно найти где-либо в командной экономике недостатков больше, чем в этой сфере. Информация субъектов хозяйства искажалась. Затраты, как правило, завышались с целью получения большей прибыли. Все другие факторы ценообразования – потребительские свойства продукции, соот-ношение спроса и предложения, внешнеторговые цены, условия инвести-рования и природные ресурсы не учитывались вообще или учитывались частично с большим запозданием. Последствия административного цено-образования в СССР широко известны. Нагляднее всего они выражались в диспропорциях, которые охватили экономику, особенно на микроуровне; в постоянном росте затрат, цен и стоимости жизни; не конкурентоспособно-сти национальных товаров на внешних рынках. Конечно, цены, построен-ные по затратному принципу, да еще и неподвижные в течение нескольких лет, не могли служить индикатором соотношения спроса и предложения, не могли показывать производителю динамику потребительских предпоч-тений. Отсюда следует, что переход к рыночному механизму хозяйствова-ния, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объ-ективно требовал реформировать всю систему цен.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности системы планового ценообразования в бывшем СССР» з дисципліни «Перехідна економіка»