Духовные ценности как детерминанты человеческих поступков
Примечательный исторический факт: в 1916 году вышли в свет книги В.И. Ленина "Империализм как высшая стадия капитализма" и Анри Файоля "Общая и промышленная администрация". Что характерно для этих публикаций? Оба автора избрали в качестве объекта своих научных исследований капитализм. Изучив его, они пришли к диаметрально противоположным заключениям о его перспективности. По мнению В.И. Ленина, капитализм первой четверти XX века, вступив в стадию империализма, исчерпал свои ресурсы и обречен на историческую смерть. Иное суждение у Анри Файоля: капитализм обладает значительными нереализованными ресурсами, но их использование требует качественно нового - научного управления его экономикой. Почему два исследователя столь противоположны в своих оценках возможностей капитализма? Почему прошедшие восемьдесят лет больше подтвердили объективность оценки Анри Файоля, чем справедливость приговора, который вынес ему В.И. Ленин? В любом исследовании при работе с теоретическим и эмпирическим банком данных эффект проявления умственных характеристик человека во многом зависит от его мировоззренческой ориентации. Другими словами, с позиций каких фундаментальных духовных ценностей им осмысливаются эти данные и какие мотивы положены в основу его научного поиска. Особенно это категорично проявляется в исследованиях обществоведческого жанра. По меткому высказыванию Г.М. Фридлендера, автора книги "Достоевский и мировая литература", идеи (духовные детерминанты) - это своего рода живые вещества, одаренные кровью и плотью. Они могут быть благородны, но могут стать и ядовитыми трихинами, разрушительной силой в жизни и отдельного человека, и общества в целом. Признание В.И. Лениным современного ему капитализма как "умирающего и загнивающего" было, скорее всего, поспешным. Примером того, как духовные детерминанты могут "скорректировать" объективность подхода при решении крупных социально-экономических проблем, являются неполноценные действия российских реформаторов 90-х годов. Имея благие намерения ввести Россию в лоно рыночной экономики, они без каких-либо оснований отвергли социальную инфраструктуру социалистического образа жизни, его позитивное отношение к образованию, медицине и науке. Русский философ Л.П. Карсавин, размышляя о "качествовании субъекта", обращал внимание, что прежде чем творить, заниматься каким-то делом, человек должен сформироваться мировоззренчески, то есть духовно-нравственно. Это является именно тем субъективным условием, при наличии которого личность допустима к ответственной деятельности. Обратимся ли мы к архитекторам цивилизованной рыночной экономики или военным полководцам, менеджерам крупных компаний или к руководителям государственных органов - одной из причин их заметных профессиональных успехов является возвышенность их идеологии и мировоззрения. Объясняется это тем, что управленческая деятельность как социально-организаторская деятельность по своей антропологической сути не может быть неэкологичной и безнравственной. Какие-либо попытки, даже весьма успешные по экономическим достижениям, не соблюдения этих требований следует рассматривать как дискредитацию управленческой деятельности, как подтверждение профессиональной непригодности менеджера. Вот почему так важно каждому менеджеру хорошо представлять, что такое идеология и мировоззрение и как они соотносятся в его профессиональной деятельности. Идеология - инструмент сознания. Благодаря идеологии в нем происходит смысловая организация идей, что придает им определенную направленность и компактность. В силу разнообразных потребностей и интересов, воздействия таких механизмов личностного становления, как социализация, воспитание и самовоспитание - каждый из нас прижизненно обретает несколько идеологий. Обозначим некоторые из них: деловая карьера, выбор моделей общения, политических предпочтений и др. Кто хочет придать своей жизнедеятельности направленный характер и быть уверенным в разумности приложения своих сил, должен иметь соответствующие идеологии как стратегического, так и тактического назначения. Обладание ими является важным условием целенаправленности своих усилий, полновесного использования своих личных способностей, полученного образования, профессионального опыта. Любая деятельность способствует формированию у тех, кто ею серьезно занимается, специфической профессиональной идеологии. Ее содержательность определяется уровнем сознательного отношения к деятельности, теми мотивами, которыми личность руководствуется. Какие стимулы побуждали Левшу, подковавшего блоху, на виртуозное мастерство? Денежные посулы? Царское внимание? Не баловали его этим. Он был мастером от Бога. Его вдохновлял собственный труд, он испытывал ни с чем не сравнимое удовлетворение от его "конечных" результатов как реального воплощения своих способностей и духовности. Разве в этом не просматривается профессиональная идеология мастера своего дела? Идеология тесно взаимосвязана с мировоззрением. Какова между ними субординация? Мировоззрение как бы центрирует все внутреннее духовное пространство личности. Оно более масштабно и устойчиво по сравнению с идеологией. Мировоззрение складывается в результате упражнения личности в сознательном (подсознательном) освоении и практическом использовании разнообразной информации, в обретении различных идеологий. В итоге в ее внутреннем духовном мире образуется система приоритетных взглядов, идей и оценок, т.е. своеобразная линза, сквозь которую личность смотрит на мир. Мировоззрение - духовный источник формирования фундаментальных идеологий, имеющих для личности концептуальное значение. Мировоззрение может быть обыденным и научным: В первом случае оно является следствием того гнета условий жизни, под воздействием которых у человека складываются непосредственные впечатления, конкретные представления и знания, составляющие "информационный банк" личного приобретения. Во втором случае - оно создается путем освоения научных, политических, экономических, культурных и других знаний и преднамеренного их соотнесения с закономерностями развития природы, общества, человека. В этом мировоззрении приоритетная роль принадлежит научным истинам и общечеловеческим духовным ценностям. Не случайно его состояние вычисляется по таким показателям, как "коэффициент интеллектуальности" и "коэффициент гуманности". В жизни встречаются люди, блистающие знаниями, повергающие ими других в шоковое состояние. Однако среди них есть немалое число носителей обыденного мировоззрения, о чем свидетельствуют их рассуждения по экономическим и политическим проблемам, их отношение к культурным ценностям, потребительская мотивация профессиональной деятельности. Подобная менталитетная противоречивость – факт не единичный. Есть этому соответствующие объяснения: разрыв между словом и делом, невыстраданность духовных ценностей. Как правило, люди, склонные говорить одно, а делать другое, популистски и конъюнктурно используют свои знания. Это неизбежно приводит к неустойчивости и содержательной скудности их личных убеждений. А ведь убеждения - внутренние устои мировоззрения, из которых образуется его каркас. И.Е. Репин на этот счет высказался весьма образно: "Человек без убеждений - пустельга, без принципов - ничтожная никчемность". Научное мировоззрение - тот самый Эверест, взбираясь на который человек проверяет свои физические и духовные силы, получает возможность увидеть масштабность и величавую красоту мироздания. Чем выше его научное мировоззрение, тем он больше освобождается от житейской суеты и недооценки самого себя. Вот почему насыщенность мировоззрения разнообразными знаниями, его вбираемость гуманитарных ценностей - обусловливают благородные мыслежелания человека, его нравственное и законно уважительное поведение в обществе. Формирование мировоззрения - дело прежде всего самого человека. По мере своего социально-возрастного становления должна совершенствоваться его гражданская зрелость. В процессе жизни каждый оказывается под воздействием различных сил, по-разному влияющих на формирование его мировоззрения. Окончательная его аранжировка происходит в возрасте самостоятельного выбора духовных ценностей, чему особо способствует управленческая деятельность. Принимая во внимание ее общественно направленный характер, безусловную антропологическую содержательность, несложно предположить, что те, кто занимаются ей профессионально, должны обладать мировоззрением, которое характеризуется наивысшими "коэффициентами интеллектуальности" и "коэффициентами гуманности".
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Духовные ценности как детерминанты человеческих поступков» з дисципліни «Управлінська антропологія: людська компетентність менеджера»