Психологические операции в военном конфликте на- правлены на формирование информационной среды про- тивника, ведущей к выгодному для коммуникатора типу поведения. Эта информационная среда ограничена кон- кретным участком пространства и времени, но создание ее ведется столь интенсивно, что это может приводить к принятию неправильных решений со стороны противни- ка. Собственно говоря, именно на это они и направлены, поскольку призваны увеличить число ошибочных дейст- вий у противоположной стороны. У Эрика Хоффера есть замечательные слова, которые напрямую можно перенес- ти на ситуацию военного конфликта: когда мы любим кого-то, нам не нужны союзники, они нам нужны, когда мы ненавидим кого-то 1 . Т.е. ситуация вражды создает со- вершенно новую коммуникативную ситуацию, требую- щую выработки совершенно нового типа поведения. Сам термин "психологические операции" воспринима- ется еще несколько болезненно даже на Западе, что, к примеру, в случае Боснии привело к замене его на "ин- формационную кампанию" как более нейтральный вари- ант. Ф. Тэйлор отмечает также определенное неприятие самого термина "психологические операции" в других, кроме США, странах-членах НАТО 2 . Фред Уолкер заяв- ляет даже для случая США: "Многие американцы смот- рят на "психологические операции" как на грязный тер- мин" 3 . Такая тенденция действительно существует, мы можем ее понять по нашей стандартно негативной реак- ции на слово "пропаганда". Вероятно, человек очень бо- лезненно относится к тому, что его кто-то пытается об- вести вокруг пальца. В случае работы в Боснии (а это уже вариант приме- нения в мирных условиях) психологические операции выполняли две задачи:
раскрывать цели НАТО местному населению для пре- дотвращения нежелательного нарушения порядка; 423 поддерживать Дейтонские мирные соглашения, не давая различным фракциям возможности для вмеша- тельства в операции международных сил.
Стандартно психологические операции предстают в ка- честве инструментария решения военных задач коммуни- кативными методами. При этом могут ставиться традици- онные задачи:
понижение боевого духа противника;
повышение боевого духа собственных войск;
обман противника по поводу предстоящей военной операции;
воспитание положительного отношения к войскам у местного населения.
Психологические операции предстают как способ ре- шения военного конфликта нужным для коммуникатора способом с меньшими потерями, чем при традиционных силовых методах. На психологические операции возлага- ются серьезные задачи в любом военном конфликте. И хотя по старинке психологические операции трактуются как поддерживающие по отношению к основным воен- ным функциям, идет постепенное переосмысление их ро- ли. Например, в рамках ВВС США миссия психологиче- ских операций формулируется следующим образом 4 : "Психологические операции ВВС поддерживают аме- риканские и военные цели с помощью планируемых опе- раций, предназначенных для введения избранной инфор- мации, чтобы воздействовать на мысли, эмоции и мотивы иностранных правительств, организаций, групп или инди- видов. ВВС систематически используют психологические операции, чтобы вводить или усиливать отношения или поведение иностранцев, поддерживающие цели США". В этой общей сфере формулируются такие цели, как:
создание благоприятного имиджа американского на- ционального характера;
создание позитивного имиджа сильной и подготов- ленной американской военной силы; 424 создание понимания превосходства американских во- енных технологий;
усиление желания иностранцев поддерживать амери- канские вооруженные силы;
поддержка дипломатических усилий по разрешению кризисов без применения силы;
поддержка союзных сил в их желании максимально- го участия в общей безопасности.
Эти и другие цели можно охарактеризовать как созда- ние благоприятной для США и их вооруженных сил коммуникативной среды, в результате которой происхо- дит облегчение проведения как военных, так и мирных инициатив. В любом случае формируются стереотипы, выгодные для коммуникатора.
В момент открытых столкновений возникают новые типы целей, среди которых можно выделить следующие:
развивать эмоции и поведение иностранных граждан, которые помогают ограничить конфликт способом, благоприятным для США;
убеждать врага и нейтральные страны, что сила США и их союзников победит любого врага;
ослабление и деморализация вражеского населения и ключевых групп влияния, чтобы они потеряли жела- ние участвовать в столкновениях;
разрушать вражеские союзы;
изолировать врага от источников иностранной помощи;
снижать способность врага поддерживать свои воору- женные силы;
противодействовать операциям врага, не давая ему вести эскалацию конфликта;
поддерживать подчинение врага Законам войны.
Кстати, в США запрещено применять подобные мето- дологии против собственных граждан, поэтому определе- ние целевой аудитории как иностранной является нор- мой. Ф. Тэйлор при этом подчеркивает, что слово "иностранный" не делает различий между врагами и ней- 425 тралами, между солдатами и мирным населением, между тактической и стратегической деятельностью 5 . Р. Баудиш выделяет свои две цели в рамках психологи- ческих операций 6 :
уменьшить боевой дух и желание сражаться у проти- воположной стороны;
дать оппоненту альтернативу конфликту.
При этом он считает, что развитие технологий инфор- мационного века существенно увеличило возможности психологических операций. Среди них выделяются следу- ющие:
расширение и усложнение информационных сетей;
развитие масс-медиа;
успехи социальных наук в понимании человеческого поведения.
Из последнего также вытекает необходимость использо- вания в рамках психологических операций таких профес- сий, как социолог и психолог. Одновременно признается, что и противник также сможет воспользоваться подобным набором знаний. Т.е. знание социальных наук становится залогом победы на информационном поле боя. Можно привести также мнение рекламиста, о важнос- ти работы социологов и психологов. В своем докладе пе- ред Американской ассоциацией рекламных агентств в 1980 г. У. Бернбах заявил следующее: "В основе эффек- тивной креативной философии лежит представление о том, что нет ничего более мощного, чем взгляд в челове- ческую природу, в то, какие потребности управляют че- ловеком, какие инстинкты доминируют в его действиях, даже тогда, когда его язык часто скрывает его. Посколь- ку, если вы знаете это о человеке, вы можете прикоснуть- ся к основам его существа" 7 . Как видим, речь идет не о чисто социальных характеристиках человека, а в опреде- ленной степени социально-биологических его основах. И это вдвойне касается военных конфликтов, поскольку в экстремальных ситуациях биологическая составляющая человека начинает играть все более главную роль. Чело- 426 век более социален в нормальных условиях и более био- логичен в условиях экстремального порядка. В чисто военной сфере также предполагается, что ко- мандир на поле боя сможет контролировать информацию о происходящем, которой обладает противник. Применя- ется модель "зрячий – слепой", где роль "слепого" отда- на противнику. Американским вооруженным силам пред- писывается достижение доминирования над циклом принятия решения противником: "Возможность иденти- фицировать и ограничить информационные требования позволит командиру действовать более быстро, чем про- тивник, тем самым перегружая системы противника" 8 . Доминирование в сфере принятия решений опирается на использование асимметрий, усиливающих отставание противника. Р. Шафрански также рассматривает область психологи- ческих операций в аспекте внесения изменений в ориен- тацию противника, чтобы модифицировать его процессы принятия решений и повлиять на его действия 9 . В обла- сти обмана противника он видит следующие цели: "Про- тивник видит и слышит то, чего там нет, и не видит и не слышит того, что там есть". При этом требуется, чтобы в целях увеличения эффек- тивности планирование психологических операций долж- но вестись одновременно с общим планированием воен- ной операции 10 . Подчеркивается, что особенно в мирное время проведение психологических операций требует ко- ординации с другими правительственными учреждения- ми, союзниками, международными организациями и не- правительственными структурами. Все эти функции в рамках американской армии выпол- няет 4-я воздушно-десантная группа психологических операций из Форта Брег, составляющая 26 процентов всех американских подразделений. Остальные 74 процен- та находятся в резерве. Однако, к примеру, С. Коллинс в числе своих рекомендаций из войны Боснии пишет о не- обходимости создания региональных подразделений по психологическим операциям, вне Форта Брег 11 . В числе его требований содержится и такое: командиры всех 427 уровней должны быть подготовлены в аспекте знания контекста масс-медиа в будущей области проведения операций. Серьезно обсуждаемой для США проблемой является размещение подразделений по психологическим операци- ям в структуре вооруженных сил. Современное положение их в структуре сил специальных операций имеет много недостатков. Исторически именно президент Р. Рейган постарался возродить их в начале восьмидесятых 12 . В 1985-1986 г. прошло реформирование сил специального назначения в США. К. Басс демонстрирует сближение миссий сил специального назначения и информацион- ных/психологических операций. Д. Куэль из Национального университета обороны (США) подчеркивает возникающие при этом этические проблемы 13 . В том числе и проблему местонахождения целевой аудитории, поскольку воздействие на иностран- ную аудиторию может через Интернет вернуться воздей- ствием на самих американцев. Что будет с высказывани- ем "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", когда можно легко обманывать в области видения? Психологические операции могут быть направлены как на обман противника, так и на внесение искажений в его циклы принятия решений. М. Либицки отмечает следую- щее: "Замешательство и дезориентация являются как ког- нитивными, так и эмоциональными состояниями. Коман- диры принимают решения на основе неожиданных событий. Если реальность отлична от основы, взятой для принятия решения, то необходимо время для реконструк- ции когнитивной структуры (т.е. фактов, которые ведут к выводам, действиям, основанным на умозаключениям), базирующейся на этой новой реальности (изменение меж- личностных отношений и организаций для соответствия новой реальности может быть почти невозможным)" 14 . Все эти наработки были серьезным образом задействова- ны в случае войны в Боснии. Как пишет А. Тулак: "Поле боя в Боснии-Герцеговине представляло собой борьбу идей, борющихся за легитимность и превосходство. На этом поле боя информация была "оружием", которым владело множе- 428 ство действующих лиц и которое принимало разнообразные формы, включая пропаганду, психологические операции, общественные и гражданско-военные отношения" 15 . Более выгодным, чем введение информации от внешне- го источника, является введение информации от внутрен- него источника. Например, для подростков в Боснии не- мецкие подразделения по психологическим операциям издавали отдельный журнал. В результате такого подхода в семье мог возникать независимый источник информи- рования внутреннего характера. Это намного выгоднее, так как на внешние источники введения информации мы начинаем реагировать с определенной опаской, решая, принимать ли на веру предлагаемые нам сообщения. Ина- че обстоит дело с внутренними источниками. Это, кстати, отражает максимально возможное приближение к имеющим- ся в данном обществе информационным потокам, что долж- но являться одной из первостепенных задач при проведе- нии психологических операций. Учет "нетехнических" характеристик важен и для процессов принятия и прове- дения в жизнь решений противником. К числу их, напри- мер. относят идеологические, культурные и политические аспекты 16 . То есть это все те особенности, которые отра- жают национальные характеристики сбора, переработки и распространения информации. Даже самая удачная ин- формация, не попав в принятые в данном обществе ин- формационные потоки, не даст нужного результата. Следующие слова данного документа обобщают дейст- вия и задачи психологических операций: "Психологичес- кие операции могут быть направлены либо на специфи- ческие системы принятия решений, либо на всю информационную систему целевой аудитории с помощью влияния на ключевых коммуникаторов или лиц, прини- мающих решения. Методологией психологических опера- ций является введение или усиление отношения или по- ведения иностранных граждан, благоприятных к целям коммуникатора. Это делает психологические операции критически важными в мирное время, в военное время, в операциях, отличных от войны". 429 Психологические операции призваны не только усили- вать имеющиеся чисто военные функции. С каждым днем растет число новых применений данной методоло- гии, в результате чего она все более отклоняется от на- правленности на чисто военные функции.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психологические операции в военных конфликтах» з дисципліни «Психологічні війни»