Направленность психологических операций на внедрение нового типа поведения
Психологические операции направлены на мотивировку нового типа поведения получателя сообщения. Как прави- ло, этот тип поведения уже присутствует в арсенале воз- можных действий, но при этом он не входит в число его приоритетов. Например, сообщение о возможном дезер- тирстве посещает солдата гораздо раньше, чем оно прихо- дит к нему в вице листовки с другой стороны фронта. При этом особенности этой коммуникации состоят в том, чтобы привести получателя сообщения к решению, по тем или иным причинам выгодному для коммуника- тора. Таковы, как правило, все определения пропаганды. Например, британский исследователь Г. Ронсли опреде- ляет пропаганду следующим образом: "Пропаганда отно- сится к попытке правительства одной страны воздейство- вать на других, чтобы они действовали или думали способом, благоприятным для источника" 1 . Получается, что и источником подобного вида коммуникации являет- ся другой, и выгоды от внедряемого поведения более яв- ными являются также для него. В этой же области лежит определение цели психологических операций, данное Р. Баудишем, в котором он объединил подходы Клаузевица и Сунь Цзы 2 : "заставить противника выполнить наше же- лание без военных действий". Задачей коммуникации при этом становится облегче- ние введения новых типов поведения, включая блокиров- ку нежелательных типов. Например, в программе "Со- вершенно секретно" (НТВ, 1999, 27 сентября) начальник Центра общественных связей ФСБ России говорил о том, что элементом психолого-политической войны является информация о том, что полковник ФСБ, передавший в печать расшифровки телефонных переговоров Б. Бере- зовского с лидерами чеченских боевиков, погиб. Он на- звал это психологическим прикрытием операции, по- скольку по их данным никто со стороны ФСБ не 407 погибал. Рассмотрим этот пример подробнее. Его направ- ленностью является создание элемента страха по отноше- нию к действиям, которые направлены против Чечни. Перед нами проходит введенная конструкция: человек, поступивший плохо по отношению к Чечне, в результате погибает при невыясненных обстоятельствах, что равно- ценно сознательному наказанию за проступок. Собствен- но так трактовались даже случайные смерти перебежчи- ков со стороны КГБ на Запад. Экстремальная ситуация в связи с Чечней отразилась как в России, так и в Чечне. Чечня объединилась вокруг президента Масхадова, который до этого не пользовался подобной популярностью. Россия вступила в систему еже- дневного страха, который привел к созданию "домкомов" и подобных образований, направленных на выполнение несвойственных для гражданских лиц функций. Это отра- жается уже в текстах юмористического типа. Например:
"Судя по всему мифологическое восстание Ильи Муромца с печи произошло. В Москве прогремели взрывы, в народе всколыхнулась бдительность. А с нею и ярость благородная вскипела как волна. Люди входят в образ Трезорки, бдят, ох- раняют свой карточный домик, свою крепость, ненавидят нацменов вообще, чеченцев в частности и с надеждой смот- рят на мужественное выцветшее лицо простого чекиста Пу- тина. Беда сплотила простых людей, и население готово про- никнуться мыслью, что ФСБ – друг человека" 3 .
Подчеркнем, что в данном случае в роли мотивации но- вого типа поведения выступила невербальная ситуация (взрывы). Как правило, и вербальные ситуации лучше ве- дут к новым типам поведения также при наличии невер- бальных доказательств. Для этого используются не только чисто военные действия, но и передвижения войск, при- званные продемонстрировать серьезность декларируемых намерений. То есть более благоприятным контекстом яв- ляется сочетание вербальной и невербальной ситуации. В чисто вербальном контексте работают аргументы, опирающиеся на имеющиеся точки уязвимости, которые устанавливаются в результате тщательного изучения це- левой аудитории. При этом необходимо также знание 408 принятых в данном обществе способов потребления ин- формации, что позволяет предоставлять созданный "про- дукт" именно в том режиме, который и принят. В этом плане возможно возникновение ошибок Способствует новому типу поведения и подбор языко- вых обозначений данной ситуации. К примеру, премьер России В. Путин жестко заявил в телеинтервью 29 сентя- бря 1999 г., что у России нет границ с Чечней, что все это российская территория. Контекстом этого вопроса стало обсуждение проблемы, что российские войска заняли вы- соты на территории Чечни. Изъятие слова "граница" из данного внутреннего лексикона делает более ясным тип возможного поведения, поскольку убирается символиче- ская блокировка движения вглубь территории Чечни. По- лучив удачную формулировку, в последующий дни В. Пу- тин уже только подчеркивал и расширял ее. Или другой пример: когда президент США Дж. Буш говорил об аме- риканцах, оставшихся на территории Кувейта в момент ввода войск Ираком как о "заложниках", то он включал в качестве разрешенных механизмов дальнейшего пове- дения – освобождение "заложников" с помощью приме- нения силы. Эти примеры демонстрируют, как употреб- ление тех или иных вербальных обозначений ситуации дает возможность заблокировать/разблокировать новые типы поведения. Без этих обозначений требовался бы внушительный ряд аргументов. Пример блокировки – вербальное обозначение граница, что не позволяет пересечение этой символической линии вооруженными силами. Сценарий "Граница" включает в себя такие понятия, как "независимое государство", "понятие агрессии, воз- никающее при пересечении чужой границы", "защитни- ки своей границы". Все эти понятия автоматически по- являются при употреблении данного термина. Поэтому первоочередной задачей стало снятие подобных расшире- ний. Все это позволяет управлять данным сегментом ин- формационного поля по своему усмотрению. Пример разблокировки – вербальное обозначение за- ложник, что разрешает применение силы в ответ. 409 Сценарий "Заложник" предполагает окружение врага превосходящими силами, применение боевых действий для освобождения заложников. Чувствительным элемен- том такого сценария является попадание мирных людей в вооруженные контексты, особенно это касается детей, женщин и стариков. Выгодной стороной подобных обозначений является ав- томатическое включение одних сценариев поведения и не- включение других. Человечество давно использует выгод- ные/невыгодные обозначения одних и тех же объектов и ситуаций. Наиболее известным примером является развед- чик с одной стороны, но шпион – с другой. Как период хо- лодной войны, так и последующий приносил подобные проблемы обозначений, когда термин одной стороны – агрессия представлял в устах другой стороны восстановле- ние демократии. Массу примеров такого рода приводит Д. Болинджер 4 . И это естественно, поскольку языковая кар- тина мира в сильной степени предопределяет те или иные наши действия. Подстраивание реальных объектов под элементы конкретной картины мира ведет к автоматичес- кой реакции на них, подсказанных из этой модели. Еще одним примером может служить слово коммунист, которым обозначались любые противники правительства Южного Вьетнама. Эту же модель использовали и амери- канские пропагандисты во время войны во Вьетнаме. Та- кой подход позволяет включать четкую черно-белую ми- фологию, уже в достаточной степени разработанную за прошедшие десятилетия. Аналогично Саддам Хуссейн терминологизировался как "арабо-говорящий Гитлер", что также позволяет применять силовые средства для раз- решения конфликта с ним. И, кстати, западный человек при этом сразу же должен вспомнить Н. Чемберлена, ко- торый пытался просто договориться с Гитлером. Или та- кое название, как "Кампания правды", которой руковод- ствовался президент США Трумэн, начиная "холодную войну". Вспомним строки одного из переводов Самуила Маршака: "Когда мятеж кончается удачей, Зовется он, как правило, иначе". 410 Помимо языковых средств подталкивания к новой си- туации существуют и визуальные средства. Как правило листовки всегда стараются использовать визуальный ком- понент с изображением одного из элементов вербального сообщения. Это может быть бомба (или самолет, сбрасы- вающий бомбы), как в американских листовках во Вьет- наме, которые повторились и в Кувейте. Все это призва- но включить достаточно четкие реакции в мозгу человека. Есть также вполне определенные реакции на визуаль- ную информацию. Они становятся тем жестче, чем нео- бычнее эта информации с точки зрения того, что мы при- выкли видеть на экране. Можно привести такой пример, связанный с министром внутренних дел России В. Рушай- ло: "Видеофильм с ужасающими сценами расправ над за- ложниками в Чечне, который глава МВД недавно передал на телевидение и в Совет Федерации, – тоже режиссер- ски выверенный ход. Расчет был на то, что законодатели и простые граждане, увидев его, одобрят самые жесткие меры по отношению к мятежной республике" 5 . Вспомним также в этом контексте кадры с человеком, похожим на генпрокурора России с последующей вполне понятой реакцией на них. То есть визуализация анормального по- ведения вызывает вполне прогнозируемую реакцию. Это может быть, с другой стороны, и визуализация же- лаемого со стороны других поведения. Например, во вре- мя демонстрации такой темы, как хорошее обращение с военнопленными. Фотография нормальной жизни воен- нопленного имеет несравнимо большую эффективность, чем просто вербальное описание данной ситуации. Визу- альная картинка демонстрирует вариант реализации дек- ларируемого поведения, т.е. осуществляет переход от ин- формационного пространства к пространству реальности. Кстати, это общее движение подобной коммуникации:
Информационная область
Пространство реальности 411 В любом случае для обеспечения переходов между дву- мя пространствами следует создать каналы коммуника- ции, направленные на целевую аудиторию. Особенно это касается ситуации, когда таких каналов нет. Например, перед захватом Австрии Геббельс распространил там 25 тысяч радиоприемников, настроенных на немецкие стан- ции. Аналогично поступили американцы в 1993 г. перед высадкой на Гаити, сбросив туда не только листовки, но и транзисторные приемники, настроенные на волну со- зданного ими же "Радио Демократии". В случае Боснии подразделения по психологическим операциям создали свои собственные каналы: газету с ла- тинским алфавитом для хорватов и изданием на кирил- лице для сербов. То есть информационное пространство в случае психологических операций формируется специ- ально созданными источниками коммуникации. Это мо- жет быть длительный процесс. С. Коллинс подчеркивает, к примеру, что психологические операции могут тянуть- ся месяцами, если не годами 6 . Информационное и реальное пространства зависят друг от друга серьезным образом. Поэтому в достаточной степени опасны последствия тех или иных интенсивных методов работы в информационном пространстве. Их следует предполагать и самым серьезным образом учиты- вать в своей работе. Например, есть следующий закон, выработанный в течение ряда провальных вооруженных конфликтов: пропагандисты не должны действовать в от- рыве от политиков. США впервые получили урок в этой сфере в 1961 г., когда высадка на Кубу в Заливе Свиней не была поддержана местным населением. В результате этого негативного опыта директор ЮСИА стал полно- правным членом Совета национальной безопасности. До этого подобная же ситуация была реализована в 1956 г., когда Запад с помощью пропаганды вывел на улицы Бу- дапешта демонстрантов, а затем отошел в сторону. Г. Ронсли делает в этом случае следующие выводы:
был разрыв в коммуникациях между создателями американской политики и пропагандистами; 412 ошибки в Венгрии должны быть учтены на будущее, пропагандисты должны учитывать, как люди будут реагировать на их сообщения.
Кстати, и Вьетнам демонстрирует, что пропаганда не может отрываться от реального положения дел: хорошо, когда пропагандистские победы сопровождаются победа- ми на поле боя. По этой же причине нельзя особенно ви- нить Россию в проигрыше информационной войны в Чечне. Она в первую очередь была проиграна на поле боя. Вьетнамская ситуация для информационных дейст- вий США по отношению к местному населению была четко сформулирована: пропаганда не должна была тре- бовать конкретных действий от правительства и народа Северного Вьетнама. И еще в 1953 г. сенатский комитет, оценивавший информационное вещание на другие стра- ны со стороны США, пришел к тем же выводам: "США оценивают за границей больше по действиям, чем по сло- вам. Слова могут помочь людям понять действие, но они могут замещать политику" 7 . Психологические операции формируют такую информа- ционную реальность, которая позволяет решать те или иные задачи в пространстве реальности. Собственно говоря, даже лозунги "Землю – крестьянам, фабрики – рабочим" в этом плане были направлены на формирование такой информа- ционной реальности, которая могла бы обеспечить измене- ния в подлинном пространстве. По крайней мере эти лозун- га способствуют выведению людей на улицы, что в любом случае служит легитимизации проводимых изменений. Пе- рестройка также строилась на выведении людей на улицы с последующей апелляцией к этой силе. В любом случае имеет место скрытая деятельность и открыто манифестируемые ее результаты. Ф. Тэйлор фор- мулирует свое определение пропаганды в следующем ви- де: "Пропаганда требует умелого планирования, особен- но когда она должна предстать как нечто другое, чтобы быть по-настоящему эффективной. Поэтому это по опре- делению тайная деятельность, какой является и развед- ка" 8 . Кстати, и американский устав по психологическим 413 операциям требует при организации толпы делать так, чтобы она носила случайный, а не организованный ха- рактер, что позволяет усиливать ее эффективность. Психологические операции в интенсивном режиме формируют определенный сегмент информационной ре- альности, поддерживая его в закрытом от других сообще- ний режиме. Этот защитный режим также является одной из составляющих психологической/информационной операции.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Направленность психологических операций на внедрение нового типа поведения» з дисципліни «Психологічні війни»