ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Психологічні війни

Направленность психологических операций на внедрение нового типа поведения
Психологические операции направлены на мотивировку
нового типа поведения получателя сообщения. Как прави-
ло, этот тип поведения уже присутствует в арсенале воз-
можных действий, но при этом он не входит в число его
приоритетов. Например, сообщение о возможном дезер-
тирстве посещает солдата гораздо раньше, чем оно прихо-
дит к нему в вице листовки с другой стороны фронта.
При этом особенности этой коммуникации состоят в
том, чтобы привести получателя сообщения к решению,
по тем или иным причинам выгодному для коммуника-
тора. Таковы, как правило, все определения пропаганды.
Например, британский исследователь Г. Ронсли опреде-
ляет пропаганду следующим образом: "Пропаганда отно-
сится к попытке правительства одной страны воздейство-
вать на других, чтобы они действовали или думали
способом, благоприятным для источника" 1 . Получается,
что и источником подобного вида коммуникации являет-
ся другой, и выгоды от внедряемого поведения более яв-
ными являются также для него. В этой же области лежит
определение цели психологических операций, данное Р.
Баудишем, в котором он объединил подходы Клаузевица
и Сунь Цзы 2 : "заставить противника выполнить наше же-
лание без военных действий".
Задачей коммуникации при этом становится облегче-
ние введения новых типов поведения, включая блокиров-
ку нежелательных типов. Например, в программе "Со-
вершенно секретно" (НТВ, 1999, 27 сентября) начальник
Центра общественных связей ФСБ России говорил о том,
что элементом психолого-политической войны является
информация о том, что полковник ФСБ, передавший в
печать расшифровки телефонных переговоров Б. Бере-
зовского с лидерами чеченских боевиков, погиб. Он на-
звал это психологическим прикрытием операции, по-
скольку по их данным никто со стороны ФСБ не
407
погибал. Рассмотрим этот пример подробнее. Его направ-
ленностью является создание элемента страха по отноше-
нию к действиям, которые направлены против Чечни.
Перед нами проходит введенная конструкция: человек,
поступивший плохо по отношению к Чечне, в результате
погибает при невыясненных обстоятельствах, что равно-
ценно сознательному наказанию за проступок. Собствен-
но так трактовались даже случайные смерти перебежчи-
ков со стороны КГБ на Запад.
Экстремальная ситуация в связи с Чечней отразилась
как в России, так и в Чечне. Чечня объединилась вокруг
президента Масхадова, который до этого не пользовался
подобной популярностью. Россия вступила в систему еже-
дневного страха, который привел к созданию "домкомов"
и подобных образований, направленных на выполнение
несвойственных для гражданских лиц функций. Это отра-
жается уже в текстах юмористического типа. Например:

"Судя по всему мифологическое восстание Ильи Муромца
с печи произошло. В Москве прогремели взрывы, в народе
всколыхнулась бдительность. А с нею и ярость благородная
вскипела как волна. Люди входят в образ Трезорки, бдят, ох-
раняют свой карточный домик, свою крепость, ненавидят
нацменов вообще, чеченцев в частности и с надеждой смот-
рят на мужественное выцветшее лицо простого чекиста Пу-
тина. Беда сплотила простых людей, и население готово про-
никнуться мыслью, что ФСБ – друг человека" 3 .

Подчеркнем, что в данном случае в роли мотивации но-
вого типа поведения выступила невербальная ситуация
(взрывы). Как правило, и вербальные ситуации лучше ве-
дут к новым типам поведения также при наличии невер-
бальных доказательств. Для этого используются не только
чисто военные действия, но и передвижения войск, при-
званные продемонстрировать серьезность декларируемых
намерений. То есть более благоприятным контекстом яв-
ляется сочетание вербальной и невербальной ситуации.
В чисто вербальном контексте работают аргументы,
опирающиеся на имеющиеся точки уязвимости, которые
устанавливаются в результате тщательного изучения це-
левой аудитории. При этом необходимо также знание
408
принятых в данном обществе способов потребления ин-
формации, что позволяет предоставлять созданный "про-
дукт" именно в том режиме, который и принят. В этом
плане возможно возникновение ошибок
Способствует новому типу поведения и подбор языко-
вых обозначений данной ситуации. К примеру, премьер
России В. Путин жестко заявил в телеинтервью 29 сентя-
бря 1999 г., что у России нет границ с Чечней, что все это
российская территория. Контекстом этого вопроса стало
обсуждение проблемы, что российские войска заняли вы-
соты на территории Чечни. Изъятие слова "граница" из
данного внутреннего лексикона делает более ясным тип
возможного поведения, поскольку убирается символиче-
ская блокировка движения вглубь территории Чечни. По-
лучив удачную формулировку, в последующий дни В. Пу-
тин уже только подчеркивал и расширял ее. Или другой
пример: когда президент США Дж. Буш говорил об аме-
риканцах, оставшихся на территории Кувейта в момент
ввода войск Ираком как о "заложниках", то он включал
в качестве разрешенных механизмов дальнейшего пове-
дения – освобождение "заложников" с помощью приме-
нения силы. Эти примеры демонстрируют, как употреб-
ление тех или иных вербальных обозначений ситуации
дает возможность заблокировать/разблокировать новые
типы поведения. Без этих обозначений требовался бы
внушительный ряд аргументов.
Пример блокировки – вербальное обозначение граница,
что не позволяет пересечение этой символической линии
вооруженными силами.
Сценарий "Граница" включает в себя такие понятия,
как "независимое государство", "понятие агрессии, воз-
никающее при пересечении чужой границы", "защитни-
ки своей границы". Все эти понятия автоматически по-
являются при употреблении данного термина. Поэтому
первоочередной задачей стало снятие подобных расшире-
ний. Все это позволяет управлять данным сегментом ин-
формационного поля по своему усмотрению.
Пример разблокировки – вербальное обозначение за-
ложник, что разрешает применение силы в ответ.
409
Сценарий "Заложник" предполагает окружение врага
превосходящими силами, применение боевых действий
для освобождения заложников. Чувствительным элемен-
том такого сценария является попадание мирных людей в
вооруженные контексты, особенно это касается детей,
женщин и стариков.
Выгодной стороной подобных обозначений является ав-
томатическое включение одних сценариев поведения и не-
включение других. Человечество давно использует выгод-
ные/невыгодные обозначения одних и тех же объектов и
ситуаций. Наиболее известным примером является развед-
чик с одной стороны, но шпион – с другой. Как период хо-
лодной войны, так и последующий приносил подобные
проблемы обозначений, когда термин одной стороны –
агрессия представлял в устах другой стороны восстановле-
ние демократии. Массу примеров такого рода приводит Д.
Болинджер 4 . И это естественно, поскольку языковая кар-
тина мира в сильной степени предопределяет те или иные
наши действия. Подстраивание реальных объектов под
элементы конкретной картины мира ведет к автоматичес-
кой реакции на них, подсказанных из этой модели.
Еще одним примером может служить слово коммунист,
которым обозначались любые противники правительства
Южного Вьетнама. Эту же модель использовали и амери-
канские пропагандисты во время войны во Вьетнаме. Та-
кой подход позволяет включать четкую черно-белую ми-
фологию, уже в достаточной степени разработанную за
прошедшие десятилетия. Аналогично Саддам Хуссейн
терминологизировался как "арабо-говорящий Гитлер",
что также позволяет применять силовые средства для раз-
решения конфликта с ним. И, кстати, западный человек
при этом сразу же должен вспомнить Н. Чемберлена, ко-
торый пытался просто договориться с Гитлером. Или та-
кое название, как "Кампания правды", которой руковод-
ствовался президент США Трумэн, начиная "холодную
войну". Вспомним строки одного из переводов Самуила
Маршака:
"Когда мятеж кончается удачей,
Зовется он, как правило, иначе".
410
Помимо языковых средств подталкивания к новой си-
туации существуют и визуальные средства. Как правило
листовки всегда стараются использовать визуальный ком-
понент с изображением одного из элементов вербального
сообщения. Это может быть бомба (или самолет, сбрасы-
вающий бомбы), как в американских листовках во Вьет-
наме, которые повторились и в Кувейте. Все это призва-
но включить достаточно четкие реакции в мозгу человека.
Есть также вполне определенные реакции на визуаль-
ную информацию. Они становятся тем жестче, чем нео-
бычнее эта информации с точки зрения того, что мы при-
выкли видеть на экране. Можно привести такой пример,
связанный с министром внутренних дел России В. Рушай-
ло: "Видеофильм с ужасающими сценами расправ над за-
ложниками в Чечне, который глава МВД недавно передал
на телевидение и в Совет Федерации, – тоже режиссер-
ски выверенный ход. Расчет был на то, что законодатели
и простые граждане, увидев его, одобрят самые жесткие
меры по отношению к мятежной республике" 5 . Вспомним
также в этом контексте кадры с человеком, похожим на
генпрокурора России с последующей вполне понятой
реакцией на них. То есть визуализация анормального по-
ведения вызывает вполне прогнозируемую реакцию.
Это может быть, с другой стороны, и визуализация же-
лаемого со стороны других поведения. Например, во вре-
мя демонстрации такой темы, как хорошее обращение с
военнопленными. Фотография нормальной жизни воен-
нопленного имеет несравнимо большую эффективность,
чем просто вербальное описание данной ситуации. Визу-
альная картинка демонстрирует вариант реализации дек-
ларируемого поведения, т.е. осуществляет переход от ин-
формационного пространства к пространству реальности.
Кстати, это общее движение подобной коммуникации:

Информационная область

Пространство реальности
411
В любом случае для обеспечения переходов между дву-
мя пространствами следует создать каналы коммуника-
ции, направленные на целевую аудиторию. Особенно это
касается ситуации, когда таких каналов нет. Например,
перед захватом Австрии Геббельс распространил там 25
тысяч радиоприемников, настроенных на немецкие стан-
ции. Аналогично поступили американцы в 1993 г. перед
высадкой на Гаити, сбросив туда не только листовки, но
и транзисторные приемники, настроенные на волну со-
зданного ими же "Радио Демократии".
В случае Боснии подразделения по психологическим
операциям создали свои собственные каналы: газету с ла-
тинским алфавитом для хорватов и изданием на кирил-
лице для сербов. То есть информационное пространство
в случае психологических операций формируется специ-
ально созданными источниками коммуникации. Это мо-
жет быть длительный процесс. С. Коллинс подчеркивает,
к примеру, что психологические операции могут тянуть-
ся месяцами, если не годами 6 .
Информационное и реальное пространства зависят
друг от друга серьезным образом. Поэтому в достаточной
степени опасны последствия тех или иных интенсивных
методов работы в информационном пространстве. Их
следует предполагать и самым серьезным образом учиты-
вать в своей работе. Например, есть следующий закон,
выработанный в течение ряда провальных вооруженных
конфликтов: пропагандисты не должны действовать в от-
рыве от политиков. США впервые получили урок в этой
сфере в 1961 г., когда высадка на Кубу в Заливе Свиней
не была поддержана местным населением. В результате
этого негативного опыта директор ЮСИА стал полно-
правным членом Совета национальной безопасности. До
этого подобная же ситуация была реализована в 1956 г.,
когда Запад с помощью пропаганды вывел на улицы Бу-
дапешта демонстрантов, а затем отошел в сторону.
Г. Ронсли делает в этом случае следующие выводы:

 был разрыв в коммуникациях между создателями
американской политики и пропагандистами;
412
 ошибки в Венгрии должны быть учтены на будущее,
пропагандисты должны учитывать, как люди будут
реагировать на их сообщения.

Кстати, и Вьетнам демонстрирует, что пропаганда не
может отрываться от реального положения дел: хорошо,
когда пропагандистские победы сопровождаются победа-
ми на поле боя. По этой же причине нельзя особенно ви-
нить Россию в проигрыше информационной войны в
Чечне. Она в первую очередь была проиграна на поле
боя. Вьетнамская ситуация для информационных дейст-
вий США по отношению к местному населению была
четко сформулирована: пропаганда не должна была тре-
бовать конкретных действий от правительства и народа
Северного Вьетнама. И еще в 1953 г. сенатский комитет,
оценивавший информационное вещание на другие стра-
ны со стороны США, пришел к тем же выводам: "США
оценивают за границей больше по действиям, чем по сло-
вам. Слова могут помочь людям понять действие, но они
могут замещать политику" 7 .
Психологические операции формируют такую информа-
ционную реальность, которая позволяет решать те или иные
задачи в пространстве реальности. Собственно говоря, даже
лозунги "Землю – крестьянам, фабрики – рабочим" в этом
плане были направлены на формирование такой информа-
ционной реальности, которая могла бы обеспечить измене-
ния в подлинном пространстве. По крайней мере эти лозун-
га способствуют выведению людей на улицы, что в любом
случае служит легитимизации проводимых изменений. Пе-
рестройка также строилась на выведении людей на улицы с
последующей апелляцией к этой силе.
В любом случае имеет место скрытая деятельность и
открыто манифестируемые ее результаты. Ф. Тэйлор фор-
мулирует свое определение пропаганды в следующем ви-
де: "Пропаганда требует умелого планирования, особен-
но когда она должна предстать как нечто другое, чтобы
быть по-настоящему эффективной. Поэтому это по опре-
делению тайная деятельность, какой является и развед-
ка" 8 . Кстати, и американский устав по психологическим
413
операциям требует при организации толпы делать так,
чтобы она носила случайный, а не организованный ха-
рактер, что позволяет усиливать ее эффективность.
Психологические операции в интенсивном режиме
формируют определенный сегмент информационной ре-
альности, поддерживая его в закрытом от других сообще-
ний режиме. Этот защитный режим также является одной
из составляющих психологической/информационной
операции.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Направленность психологических операций на внедрение нового типа поведения» з дисципліни «Психологічні війни»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит операцій за рахунками в банках
БАНК МІЖНАРОДНИХ РОЗРАХУНКІВ
Здравый смысл и механика
ІНВЕСТИЦІЙНІ РИЗИКИ. Концепція і вимірювання ризиків
Аудиторський висновок та його види


Категорія: Психологічні війни | Додав: koljan (02.10.2011)
Переглядів: 897 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП