Сергей Доренко и "Чечня-2" как феномены "психологической войны"
Перед нами два существенных медиа-события: Сергей Доренко и вторая чеченская война. Оба они стали новым этапом по управлению массовым сознанием, возникшим в 1999 г., поэтому заслуживают отдельного рассмотрения. При этом судебное разбирательство в декабре 1999 г. в случае иска Ю. Лужкова к С. Доренко показало отсутст- вие у экспертов какого-либо инструментария для анали- за, поскольку они давали чисто филологический вариант разбора телепередач, чем приводили судью в постоянное недоумение. При этом накал страстей достигает максимума. Этому способствуют не только субъективные, но и объективные факторы. К числу последних принадлежит контекст пред- выборной гонки, в условиях которой, как правило, возни- кает большая предрасположенность к порождению нега- тива о противниках. Приведем мнение С. Ястржембского: "Сейчас, в условиях информационной войны, которая ве- дется прежде всего государственными каналами и группой СМИ Бориса Березовского против мэра Москвы, против блока "Отечество – Вся Россия", мы видим, какое коли- чество различных информационных "уток" выпускается в электронное и печатное медийное пространство" 1 . Другая сторона также все сводит к подобным проблемам. Ср. комментарий по поводу слухов о возможном разводе Березовского из уст источника из окружения Березовско- го: "Скорее всего, этот слух – часть информационной войны, развязанной Гусинским, о котором Березовский и говорил на пресс-конференции" 2 . Возникает справедливый вопрос, где нам разместить феномен Сергея Доренко, то ли в рамках информацион- ных войн, то ли в рамках войн психологических. Нам представляется, что Сергей Доренко действует и живет в рамках психологических войн. Какие аргументы могут 324 это подтвердить? Перечислим их с определенным обос- нованием:
включенность аудитории, в данном случае она макси- мальна, уровень "сопереживания" таков, что захва- тывает даже зрителей соседних стран, к которым принадлежит и Украина, хотя никакой реальной за- висимости от происходящих событий они не имеют;
минимизация собственно информации: хватит пальцев одной руки для перечисления фактов, которыми опе- рирует С. Доренко, причем этот фактаж лишь пред- положительно является достоверным, однако он каж- дый раз комбинируется в новых сочетаниях, создавая впечатление новизны обсуждаемого;
усиленное использование невербальных характеристик для придания солидности и достоверности провоз- глашаемым истинам, уверенность С. Доренко скво- зит по всем возможным каналам порождения инфор- мации, которыми он пользуется;
развертывание в бесконечный текст, чему способствует реагирование со стороны Ю. Лужкова, при этом С. Ястржембский заявляет, что он не может удержать мэра от реакции, в результате чего создается диалог двух сторон, за которым с неподдельным интересом наблюдает зритель;
использование неоднозначных высказываний, которые контекстно переводятся в отрицательные, например, 6 декабря 1999 года прозвучала фраза, что начат по- иск недвижимости Ю. Лужкова в США. И хотя поиск по определению не предполагает получение позитив- ного результата, он уже может использоваться в каче- стве негативной характеристики.
В целом следует признать, что Сергей Доренко опира- ется на информацию для создания определенного психо- логического контекста, психологического давления на зрителя. Каковы причины такого приема, такого развер- тывания аргументации? Если мы посмотрим, к примеру, на времена гитлеровской Германии, то там пропаганда 325 внедряла вполне осязаемый образ врага, используя для этого полюс этничности. Американцы говорили об опре- деленной облегченности пропаганды в случае войны с Японией из-за принадлежности противника к другой ра- се. Находясь в одном этническом полюсе, как в случае с С. Доренко, враг уже не может создаваться на этом прин- ципе, поэтому оказывается задействованной именно эмо- циональная плоскость. Враг советского времени также мог отличаться дворян- ским или зарубежным происхождением, чем облегчалось его позиционирование. В послевоенное время произош- ло смещение врага в плоскость зарубежного воздействия. Отсюда привязка к борьбе с зарубежными голосами, дей- ствующими против благородного движения к миру и справедливости. То есть враг всегда должен иметь прин- ципиальные отличия. Враг, постулируемый С. Доренко, "нагружен" характеристиками коррупционности, нечест- ности. Сегодня это общая черта власти для массового со- знания. Но в этой черте С. Доренко выделяет один по- люс, "канализируя" массовое сознание в одну точку. Еще одной неоднозначной ситуацией, активно эксплу- атируемой С. Доренко, является псевдовыступление про- тив власти. С одной стороны, акцентируется борьба с властью, с другой – она является санкционированной иерархически высшей властью. При этом выступление против власти всегда "радует" рядового зрителя. Данное выступление, к тому же, гораздо зрелищнее борьбы, к примеру, С. Кириенко или П. Бородина. В этом плане С. Доренко справедливо задает себя как "шоумена". Для подобного случая одинаково важны как содержание, так и форма выступления, даже форма оказывается важнее, как это и требуется в случае любой художественной (по- этической) коммуникации. Акцент на содержании харак- терен для речи бытовой, как было отмечено еще русски- ми формалистами. Суд (Ю. Лужков против С. Доренко), имевший место в декабре 1999 г., подтверждает именно психологический характер ведущейся войны. С. Доренко юридически про- игрывает. Однако психологически он развертывает этот 326 проигрыш в совершенно иное русло. Поскольку суд уменьшил сумму иска в четыре с половиной тысячи раз, С. Доренко строит свой текст на уменьшении роста и ве- са Ю. Лужкова в эти тысячи раз, говоря о мэре-пигмее, мэре-дюймовочке и т.д. То есть один фактаж (одну ин- формацию) он многократно проигрывает в выгодном для себя ракурсе, создавая выгодную для себя эмоциональ- ную составляющую. В информационных войнах есть по- нятие информационного доминирования, в данном слу- чае мы имеем эмоциональное доминирование со стороны С. Доренко. Конкретный фактаж достаточно часто не иг- рает главной роли, более важны эмоциональные конст- рукции, в которые встраивается данный фактаж. Отсюда следует повтор как один из инструментариев С. Доренко. Передачи могут возвращаться к одним и тем же фактам, в одной передаче бесконечно обыгрывается одна и та же информация. Газета "Версия" 3 заговорила даже в этом плане о методах спецслужб в статье, назван- ной "Психическая атака. Телеведущие используют мето- ды ГРУ в предвыборной борьбе". Здесь говорится следу- ющее: "Вполне очевидно, что Сергей Доренко вовсе не случайно повторяет одни и те же фразы, вбивая в голову людей свои утверждения. Включив телевизор в воскресе- нье вечером, любой крестьянин должен заснуть с твер- дым убеждением, что Лужков скоро сбежит за границу, потому как Доренко за передачу произносит эту фразу как минимум раз пять". К приемам ГРУ и ФСБ безымян- ные авторы статьи относят следующее:
использование заведомо ложных сведений, якобы по слухам имеющих место;
распыление внимания слушателя на несущественные подробности;
многократное повторение одних и тех же имен в от- рицательном контексте.
В качестве одного из примеров можно привести слова Б. Березовского на пресс-конференции, что Ю. Лужков позвонил ему и поздравил с прекращением уголовного дела. Однако вот что сообщил журналу "Профиль" 4 собе- 327 седник в администрации президента: "Первоначально эта брехня про Лужкова была придумана для воскресного эфира Доренко. Но до воскресенья долго ждать. Березов- ский не утерпел и сам озвучил это на своей пресс-конфе- ренции. Но то, что в устах Доренко прозвучало бы орга- нично и по адресу, будучи рассчитано на людей недалеких, у Березовского выглядело как откровенная глупость: он ведь втюхивал это прожженным журналю- гам! Он даже в какой-то момент замямлил и скосил гла- за в бумажку: мол, что там мне Лужков сказал по телефо- ну? У нас после этого стали говорить, что Березовский устал, сдает чисто психологически. Я так не думаю – просто он был в эйфории оттого, что кинул прокуратуру, и его в какой-то момент понесло". Как видим, общая пропагандистская машина действует как на обслужива- ние С. Доренко, так и на другие акции. Следует подчеркнуть также удачно выбранные С. До- ренко точки уязвимости, отражающие особенности наци- ональной аудитории. С. Доренко борется с властью, что всегда хорошо поддерживается населением. Но он делает из себя оппозиционера с разрешения власти, о чем ауди- тория забывает. Алексей Митрофанов увидел также следующий контр- пропагандистский смысл идеи Бориса Березовского с по- мощью Сергея Доренко дискредитировать Лужковскую семью: "Попытка замазать семью Лужкова и в широком смысле лужковскую "семью" должна означать для изби- рателей, что не только президент имеет свой специфиче- ский клан. Кстати, эта акция согласована с семьей пре- зидента, а значит, в курсе дела и министр печати, телерадио и средств массовых коммуникаций Михаил Ле- син – хороший друг президентской дочки Татьяны Дья- ченко. Поэтому смешно было, когда Сергей Ястржемб- ский, отвечающий у Лужкова за информационную политику, обратился к Лесину за помощью, чтобы у ОРТ отобрали лицензию. Именно Лесин, по задумке Кремля, должен прикрывать наезды на Лужкова в СМИ, в частно- сти, в программе Доренко" 5 . 328 Не менее интересна реакция общества на С. Доренко. Сопоставлению С. Доренко и Е. Киселева были посвяще- ны ответы в "вопросе недели" журнала "Итоги" 6 . Напри- мер, Д. Якушкин, пресс-секретарь президента России так ответил на этот вопрос: "Отрадно, что есть такая штука – пульт. При всех известных поправках эта конкуренция на- поминает конкуренцию "Правды" и "Известий" в совет- ские времена. От одной газеты ждали "зубодробительных подвалов" с ответом на вопросы типа "Кто виноват?", а другая проводила политическую линию более завуалиро- вано. Поэтому обе были полезны именно в сочетании". А газета "Версия" вообще призвала на 30 секунд выключить свет во всех квартирах в 21.00 12 декабря 1999 г. в знак протеста против зомбирования людей. То есть идет также активное порождение неприятия этого варианта воздейст- вия, задаются модели отторжения его. Естественно, что другая сторона порождает свою идео- логию, оправдывающую эти модели. Борис Березовский говорит в "Новой газете": "Это, безусловно, шоу блестя- щего, очень талантливого человека. Но самое главное: это нельзя сделать, если не обладаешь убеждением и со- знанием своей правоты" 7 . Б. Березовский в этом интер- вью отрицает цифру в полтора миллиона долларов, яко- бы выплаченных С. Доренко на период выборов, подчеркивая, что официальная зарплата в ОРТ не превы- шает десяти тысяч долларов. Он также одновременно ве- дет атаку на своих врагов, защищая С. Доренко: "Я счи- таю, что деятельность Доренко или Леонтьева абсолютно пристойна. У нас есть одна точка отсчета непристойнос- ти, она называется "Московский комсомолец". Так вот, и Доренко, и Леонтьев – и в абсолютных, и в относи- тельных терминах – значимые явления информационно- го пространства. И я не считаю, что они подают инфор- мацию аморально". Однако подобные "заклинания" несомненно подтверждают то, что общество не столь од- нозначно оценивает эти события, раз требуется постоян- ное оправдание этой ситуации. Кстати, в выборах по од- номандатному округу в декабре 1999 г. С. Доренко выступил в роли доверенного лица Бориса Березовского. 329 В аналитической записке, созданной в рамках МВД России, также сквозит отрицательный настрой по отно- шению к С. Доренко при рассмотрении последствий по- добных передач на материале освещения войны в Чечне. "Эффект от тех или иных сообщений можно подсчитать количественно: число людей, перешедших на сторону бандитов, количество обстрелов наших блокпостов, коли- чество погибших и раненых военнослужащих и прочие показатели активности бандформирований, которая воз- растает после прохождения негативной для нас информа- ции" 8 . Одной из подобных ошибок освещения милицей- ские аналитики считают привязывание к терроризму ислама, чем подогревается противоречие между мусуль- манами и немусульманами. В этом плане приводится вы- ражение С. Доренко "исламские смертники". Приведем также два пункта из этого документа:
Пункт 5. Выйти с предложениями в соответствующие го- сударственные органы и силовые ведомства по полному бло- кированию доступа гражданских журналистов в районы бое- вых действий. Там, где цена информации выражается в чело- веческих жизнях, не может быть места демократии, гласнос- ти и так называемому объективному освещению событий. Информация всегда субъективна и пристрастна, журналист всегда зависим и продажен. Это тем более верно, поскольку известно, что государственную информационную политику монополизировали акционерные и частные владельцы, име- ющие в России интерес, далеко не совпадающий с интереса- ми народа и государства. … Пункт 8. Создать полноценную службу информационно- психологического противоборства (ИПП), в составе которой должен быть Центр по организации дезинформации. В рам- ках Чечни-2 Россия создала структуру, призванную давать отпор пропагандистам Мовлади Удугова – Росинформцентр. Ее возглавил бывший глава управления президента по связям с общественностью Михаил Маргелов, в 1996 г. работавший в Video International, которая вела предвыборную кампанию Ельцина в 1996 г.
При планировании этой кампании Россия учла не толь- ко опыт Чечни-1, но и опыт Югославии и Боснии-Герце- 330 говины, где информационно-психологическая составляю- щая заняла важное место. Сергей Белогуров в статье "Психологические операции США в Боснии и Герцегови- не" 9 отметил несколько направлений этой работы:
заключение контрактов с местными СМИ на публи- кацию своих информационно-пропагандистских ма- териалов;
работа по созданию новых, "независимых" СМИ, для чего проводятся семинары, выделяются средства для за- купки полиграфического и студийного оборудования;
службы по психологическим операциям активно вза- имодействуют с другими службами, а также междуна- родными организациями.
К числу негатива автор относит:
слабое знание реалий страны пребывания;
недостаточное знание языка;
листовки делаются по шаблонам первой и второй ми- ровых войн;
65% иллюстративного материала листовок составляют лица детей или стариков, все остальное – утомитель- ные для чтения информационные материалы.
К числу нового инструментария Чечни-2 следует отне- сти четкий вербальный отбор слов для описания ситуа- ции. Таким новым словом стала зачистка. Весьма симп- томатично его комментирует журнал "Итоги" 10 : "Когда мы говорим очистить, уместно спросить себя: от чего? А слово зачистить даже грамматически устроено так, что такого вопроса не предполагает. Зачистить – и все тут. Поэтому человек, слыша в "Новостях" по сто раз на дню, что что-то там опять зачистили, и имея полное ощуще- ние, что он в курсе событий, может в сущности весьма туманно представлять себе, что именно происходит". Петр Вайль перечисляет также другие замены: "Это не война, а антитеррористическая операция", "Идет осво- бождение территорий", "Федеральные войска заняли, федералы продвинулись" 11 . Сюда же можно добавить пример с употреблением/неупотреблением слова "грани- 331 ца" по отношению к Чечне. Поскольку пересечение гра- ницы предполагает акт агрессии, это слово быстро исчез- ло из лексикона. Чечня-2 показала возможности контроля масс-медий- ного пространства по следующим параметрам:
контроль вербальных обозначений, еще одним приме- ром чего служат "ковровые/точечные бомбомета- ния", которые как и "зачистка" убирают из поля со- знания смертоносный характер;
контроль визуальной картинки, в соответствии с кото- рым на телеэкране отсутствует изображение раненых, потери техники со стороны федеральных войск;
контроль единства интерпретации, в данном случае было отдельное указание министерства Лесина, за- претившего показ на телеэкране интервью со сторо- ны боевиков.
Соответственно, для западной аудитории активно по- рождалась идеология антитеррористической операции, что удачно вписывается в модель мира западного человека. Первый этап данной войны еще не характеризовался подобной четкостью. На экране промелькнули интервью Хаттаба и других боевиков. Возникли трения с некоторы- ми субъектами федерации по поводу отправки в Чечню новобранцев. Все это было исправлено. Картинка войны стала такой, какой требуется для военных. Более того, попытка политиков развернуть общество в сторону пере- говоров (например, выступление Г. Явлинского) не было поддержана. И политические противники активно "уда- рили" по Явлинскому. Вот мнение А. Чубайса, руководи- теля избирательного штаба правых сил: "В Чечне проис- ходит возрождение Российской армии, утверждается вера в армию, и политик, который так не считает, не может считаться российским политиком. В этом случае есть только одно определение – предатель. И возможные по- пытки Явлинского оправдаться сути не меняют" 12 . Это очень жесткие слова, но они совпадают с постоянно по- вторяемой на телеэкранах темой из уст военных о невоз- 332 можности остановить операцию, которую следует довес- ти до конца. Однако сегодняшние во многом однотипные сообщения уже не столь интересны для телеаудитории. К числу сохра- няющихся недостатков можно отнести и то, что военные все еще не могут адекватно функционировать в случаях двусмысленных ситуаций (типа обстрела не той террито- рии, не той колонны). Газетчики спасают ситуации, вос- станавливая в своих текстах публицистический стиль со- ветского времени. Например: "Вскоре выясняется: в боевую машину пехоты "духи" влепили из ручного грана- томета, подобравшись метров на 300. Еще полчаса спустя под прикрытием дымовых шашек, в полусотне метров от нас поднимает снег и пыль Ми-8 командующего Восточ- ной группировкой войск Геннадия Трошева. В километре отсюда истекает кровью лейтенант Дима Мисюра. И седе- ющий генерал-лейтенант Трошев приказывает своему бор- ту эвакуировать раненого в Кизляр" 13 . Как видим, в этом отрывке присутствует вся риторика войны в Афгане. К числу методов, в том числе и психологического воз- действия, следует причислить и акцент на непризнании Масхадова в качестве законного президента, разного ро- да "заигрывание" с оппозицией ему в рамках Чечни. Де- стабилизация лидера достаточно используется в подоб- ных ситуациях. Например, действия спецслужб и служб по психологическим операциям Британии и США по де- стабилизации президента Индонезии Сукарно, которые завершились передачей власти более лояльному к Западу президенту в 1966 г. 14 Совершенно новым феноменом психологической вой- ны для российской армии стала работа с местным насе- лением. В освобождаемых районах именно армия дает свет, тепло, питание, деньги, чем порождается необходи- мый позитивный контекст. Армейские командиры ведут также переговоры со старейшинами, пытаясь обойтись без кровопролития при освобождении населенных пунк- тов. Кстати, американские разработки по психологичес- ким операциям в связи с партизанской войной подчерки- вают, что партизаны в сильной степени зависят от 333 населения, поэтому надо делать специальные команды по работе с населением. В рамках войны в Боснии и Герце- говине со стороны НАТО также были созданы подобные команды, общавшиеся с населением. Армия в подобных ситуациях также активно использу- ет листовки. Например, три вида листовок сбрасывались на Грозный с заданной датой ультиматума 11 декабря, до которого город должно было покинуть мирное население. Активное неприятие Запада вынудило пойти на попят- ный и отказаться от акцента на данной дате. Наличие же- сткой даты в ультимативных требованиях всегда создает тот уровень напряжения, который способствует смене поведения аудитории. Чечня-2 была также обыграна на президентских выбо- рах в Украине. Чеченская тема была активно представлена на телеэкране, выступая в роли косвенного удара против тех претендентов, программы которых предполагали сбли- жение с Россией. Соответственно, существовали отдель- ные рекламные ролики, где мать благодарила действующе- го (и выигравшего гонку) президента Л. Кучму за то, что наших детей не отправляют в горячие точки. Аналогично в том же негативном контексте на телеэкранах использо- валась и тема Белоруссии. При этом весьма важным фак- тором освещения Чечни в самой России является то, что она и здесь является фактором президентской гонки, что накладывает на нее существенный отпечаток. Как пишет журнал "Профиль" 15 : "По мнению людей сведущих, "че- ченский план" – главный политический проект Владими- ра Путина на пути к реальному президентству (то, что Бо- рис Ельцин назвал его своим преемником, – это виртуальное президентство, и оно не в счет)". Информация может создавать необходимое психологи- ческое давление, вынуждающее человека к тому или ино- му типу поведения, который не был бы реализован вне такого давления. И С. Доренко, и Чечня-2 стали такими медиа-событиями, осуществлявшимися для управления массовым сознанием. Основная модель такого воздейст- вия выглядела следующим образом:
создание виртуальной структуры, 334 реагирование на виртуальную структуру,
изменение поведения в нужную сторону.
Коммуникатор апеллирует к общественному мнению для того, чтобы воздействовать на мнение индивидуаль- ное, то есть имеет место не прямая коммуникация стан- дартного вида:
коммуникатор сообщене получатель
Здесь возникает коммуникация, идущая сквозь обще- ственное мнение, на получателя:
общественное мнение
коммуникатор сообщение получатель
Медиа-Чечня продемонстрировала также феномен привыкания к войне. Ежедневная война, идущая за пре- делами окон дома конкретного телезрителя, не имеет для него того значения, которое она должна иметь. Только СМИ или политики могут усилить этот феномен. В пе- риод Чечни-2 появились высказывания о бурской войне, начавшейся ровно сто лет назад в 1899 году, как о первой информационной войне. Тогда во Франции и России об- щественное мнение стало на сторону буров и против ан- гличан. "Новая газета" 16 приводит даже детскую песенку, бытовавшую в России:
Мама, купите мне пушку и барабан, И я поеду к бурам, И я поеду к бурам Бить англичан!
Но потом в ответ на бурский миф (мирные крестьяне, за- щищающие свою землю от агрессоров из огромной импе- рии) англичане построили свой миф – буры как расисты, отобравшие землю у настоящих ее владельцев – негров. Сергей Доренко и Чечня-2 имеют своим прообразом тот далекий период: и в том, и в другом случае идет вой- на мифов. С. Доренко пытается поменять миф о Лужко- ве с "хозяйственника" на "коррупционера". "Чечня-2" меняет миф о борцах за свободу своего народа на миф о террористах. Миф принципиально выгоден тем, что явля- 335 ется долговременным информационным продуктом. С одной стороны, он опирается на многократно внедрен- ные в человеческое сознание структуры. С другой, он за- дает возможность для интерпретации не только прошед- ших, но и будущих событий, поскольку представляет собой более абстрактный и потому более универсальный механизм. С. Доренко и Чечня-2 являются представите- лями телемифологии, которая непосредственно охваты- вает массовое сознание в однократный период времени. Это иной феномен, чем многократное (во времени) про- пагандистское воздействие, которое может встречать большее сопротивление у аудитории. Телемифы очень плохо опровергаются, что является их сильной стороной. Перед нами именно этот феномен долговременного вне- дрения информационного продукта.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сергей Доренко и "Чечня-2" как феномены "психологической войны"» з дисципліни «Психологічні війни»