Из этого небольшого объема информации можно уви- деть много реалий, совпадающих с Украиной. Тот же объем негативной информации в рамках американских СМИ и та же необходимость поменять отношение обще- ственного мнения США. Позитивом проведенной кампа- нии стало массированное воздействие на американское общественное мнение через межличностную коммуника- цию типа выступлений посла и рассылки многочислен- ных писем. Причем, подчеркнем еще раз, осуществлялось препарирование информации под нужды конкретной ау- дитории. Все группы интересов – женские, образователь- ные, бизнесовые и прочие – получали именно свою ин- формацию, что в результате вызывало цепочку обратной связи, желание получить новую информацию. То есть ин- формация об Индии входила в уже налаженные инфор- мационные каналы данного общества, причем входила не на уровне первых лиц, а именно на уровне лидеров мне- ний, где и формируется это общественное мнение. Пре- зиденты, на которых пытаются воздействовать страны СНГ, сами лишь получают эту информацию в готовом виде. Мы же своим давлением сверху пытаемся поменять уже сформированное общественное мнение. Более эф- 287 фективным путем является попытка участвовать в его формировании в качестве одного из участников.
США СССР
На этих страницах мы неоднократно возвращались к проблеме "холодной войны" 6 , поэтому здесь мы приве- дем только несколько дополнительных замечаний. Холодная война также проводилась по достаточно хоро- шо разработанным методикам. К. Мельник, в свое время представлявший де Голля внутри французских спецслужб, видит успех холодной войны в результатах работы Хель- синского совещания. Он говорит: "В чем состояла наша идея? Брежнев хочет признания советских границ? Он по- лучит это признание, но в обмен мы получим свободную циркуляцию идей на советскую территорию. Было очень трудно объяснить это западной публике. Но теперь, когда я читаю книги бывших руководителей КГБ, они пишут, что распад Советского Союза начался с подписания треть- ей корзины Хельсинских соглашений. И эта перемена в советской и русской истории была организована тремя людьми – Виоле [адвокатом Ватикана – Г.П.], генералом Гросэном [бывшим начальником французских спец- служб – Г.П.] и мной. Это одно из моих главных дости- жений. Философия этой акции – это философия фран- цузских и американских спецслужб" 7 . Отсюда мы можем делать вывод об отсутствии случайности в том, что иногда представляется непреднамеренным и спонтанным. При этом достаточно выверено строился и сам матери- ал воздействия. Американцы в шестидесятые годы прово- дили следующего рода эксперименты с русскими плен- ными и эмигрантами: "Американцам необходимо было установить, что такое для русских слова "мать", "роди- на", деньги", "США", потому что если узнать, какие эмоции и ассоциации вызывают эти слова, можно по- нять, как изменить эти эмоции. Испытуемым произноси- ли ключевое слово, а потом физиологическими датчика- ми измеряли реакцию их организма. Изучив эти реакции подробно, можно было придумать, каким образом поме- 288 нять у человека отрицательную реакцию на слово "США" на положительную. Так разрушался социализм" 8 . Но этап собственно информационного воздействия все же был вторичен. Первичным процессом было воздейст- вие материального порядка (вещи, кинофильмы и т.д.). Сначала было создано "притяжение вещей", которые объективно отражали более сильную цивилизацию. В это "притяжение вещей" попали определенные группы граж- дан, которые и выступили в роли прямых и косвенных ускорителей происходящих процессов. Мы можем построить целую серию подобных направ- лений:
Коммуникация с помощью вещей
теле-, кино- коммуникация
коммуникатор эстрадная коммуникация
потребитель литературная коммуникация
идеологическая коммуникация
При этом самым важным для воздействия является то, что собственно идеологическое воздействие всегда воспринимается в штыки как населением, так и контр- пропагандистами, в то время как любые виды "мягких", косвенных воздействий, имеющих даже большую эффек- тивность, практически не встречают противодействия. Современная машина во французской кинокомедии, на- пример, не может быть объектом контрпропаганды, по- скольку она там является фоновой. Но по воздействию она из вторичной коммуникации становилась первичной. Бывший Советский Союз с этой точки зрения был бо- лее пассивен на чужой территории, что, несомненно, компенсировалось активной деятельностью в рамках своих собственных границ. В.В. Серебрянников характе- ризует данную ситуацию следующим образом: "Руковод- ство СССР исключало, например, ведение психологичес- 289 кой войны на территории западных государств, считая это вмешательством в их внутренние дела. Даже управле- нию спецпропаганды Главного политуправления СА и ВМФ запрещалось вести пропагандистские операции во время оказания помощи Вьетнаму в отражении амери- канской агрессии и войны в Афганистане. Настойчивые предложения некоторых генералов и офицеров действо- вать наступательно и проводить психологические опера- ции на территории других государств влекли за собой об- винения в "непонимании" политики. По этой причине, в частности, был досрочно уволен в запас один из руково- дителей Управления спецпропаганды Глав ПУ СА и ВМФ генерал-майор Л.И. Шершнев" 9 . Некоторые функ- ции при этом выполняли компартии других государств, но понятно, что на них не могли быть переложены опре- деленные виды задач. "Холодная война" была одним из самых мощных ин- формационных проектов XX века по затратам человечес- ких и материальных ресурсов.
***
Как видим, информация стала существенным элемен- том политики. Как следствие, делаются попытки серьез- ного управления информационными потоками для полу- чения необходимых политических результатов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Анализ индийской кампании» з дисципліни «Психологічні війни»