В постсоветское время возникла новая информацион- ная единица – пресс-служба, что отвечает потребностям возникновения новой информационной системы СМИ, где появилась определенная альтернативность и диало- гичность взамен монологичности советского времени. Соответственно возникли новые задачи, например, свя- занные с имиджем первых лиц. В рамках западных под- ходов пресс-служба отвечает за тактические коммуника- ции, а служба коммуникации – за стратегические. У нас эти цели пока смещаются. С. Ястржембский, пресс-сек- ретарь президента Б. Ельцина, говорит в программе "Акулы полиптера" (НТВ, 1998, 30 июля), что за имидж президента отвечает много людей. Д. Ольшанский в сво- ей несколько отрицательной оценке его деятельности го- ворит: "Ястржембский создает миражи..." И. Шабдурасулов, бывший в прошлом "голосом" В. Черномырдина и перешедший на работу в администра- цию президента России, гвоорит о создании текстов вы- ступлений президента: "Как была, так и существует груп- па референтов президента, тех, кого мы называем спичрайтерами. Раньше эту группу возглавляла Джохан Поллыева и курировал это направление работы замести- 255 тель руководителя администрации Михаил Комиссар. Сейчас мы обновляем состав группы спичрайтеров, уже пришли два новых человека, будем искать еще кого-то, но это не значит, что я пишу тексты. Я читаю все, это правда. То, что я принимаю участие в обсуждении того, что предстоит написать, это тоже правда. Но не пишу, потому что просто не успеваю". Пресс-служба пытается если не управлять, то хотя бы воздействовать на общественное мнение. Динамическая форма брифинга позволяет предугадывать и разрешать некоторые возникающие несоответствия. Общественнос- ти готовится сообщение на ту тему, которая ее волнует. Д. Уотте говорит, что определенные манипуляции поз- воляли выделять на первое место М. Тэтчер, в то время как остальные члены ее команды уходили в тень 14 . Интересную характеристику образа А. Лебедя дал руко- водитель депутатской группы "Российские регионы" Олег Морозов 15 : "Лебедь успешен как политик именно потому, что никто не может внятно сказать, чего он хо- чет. И всякий раз, когда люди за него голосуют, они го- лосуют не за то, что реально будет делать Лебедь, не за то, что он пообещал, а за свои собственные ожидания". То есть перед нами самозаполняемый символ, эффектив- ность которого состоит в определенных, заранее задан- ных "пустотах". Усиление позиций масс-медиа в постсоветское время, чего не наблюдалось ранее, требует более сильной ин- формационной работы как со стороны властных струк- тур, так и иных организаций, статус которых также зада- ется их информационным статусом.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Пресс-служба» з дисципліни «Психологічні війни»