ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Психологічні війни

Использование механизмов психологических операций в разные исторические периоды
Современное общество разработала достаточно утон-
ченные процедуры индивидуального воздействия в виде
различного рода школ психотерапии. Однако при работе
с массовым сознанием такой уровень еще не достигнут.
Поэтому для нас особый интерес представляют те или
иные варианты подобного массового воздействия, до-
стигнутые в прошлом.
Одним из первых опытов психологических операций
исследователи называют использование лошадей для за-
пугивания индейцев во времена Кортеса, активную экс-
плуатацию индейской мифологии "белых богов" для тех
же целей. Кстати, слоны во времена Александра Маке-
донского выполняли ту же функцию. Сообщения о побе-
дах Александра также распространялись вполне созна-
тельно, чтобы внести страх в стан врагов. Во всех этих
случаях обязателен не чисто символический момент, а
привязка его к психологической координате и определен-
ной материальной реализации. Собственно именно к это-
му призывает американское руководство по психологиче-
ским операциям FM 33-I-I в своих рекомендациях:
"Операция по распространению слухов может быть уси-
лена близким событием. Если такое событие создается
для усиления слуха, оно должно быть достаточным, что-
бы возникло длительное впечатление".
Практически все выдающиеся исторические деятели
активно опирались на пропагандистские механизмы для
создания и упрочения своих государств. Это Александр
Македонский, Юлий Цезарь, Петр Первый, Наполеон,
Гитлер, Сталин и многие другие. И это тоже можно оп-
равдать аксиоматикой вышеназванного руководства по
психологическим операциям, которое гласит, что психо-
логические операции, когда они удачно интегрированы в
военные или политические действия, выступают в роли
катализатора, задающего успех той или иной кампании.
220
Например, об Александре Македонском распространя-
лись рассказы, что он сын бога, что было подтверждено
также и оракулом, наверняка, не без влияния "департа-
мента паблик рилейшнз" Александра, как иронически за-
мечает Михаэл Кунчик: ведь не так просто биться против
сына могущественнейшего из богов 1 .
Теодор Моммзен в своей "Истории Рима" говорит о де-
магогах: "Уже Катону было знакомо ремесло людей, в ко-
торых болезненная наклонность к краснобайству так же
сильна, как у иных бывает сильна болезненная наклон-
ность к пьянству и спячке; когда эти люди не находят до-
бровольных слушателей, они запасаются наемными; им
внимают, как рыночным шарлатанам, не вслушиваясь в
их слова, но на них, конечно, не полагается тот, кому
нужна помощь. Своим обычным резким тоном престаре-
лый Катон описывает этих вышколенных по образцу гре-
ческих рыночных краснобаев, отпускающих шуточки и
остроты, поющих и пляшущих и всегда на все готовых мо-
лодчиков; по его мнению, такие люди всего более годны
для того, чтобы разыгрывать на публичных процессиях
роль паяцев и болтать с публикой; за кусок хлеба они го-
товы делать все, что им прикажут, – и говорить, и мол-
чать" 2 . Все это говорит о достаточно сильных неофици-
альных потоках информации как характерных для Рима.
Если наше время делает неофициальные потоки только
устными, то в то время и официальные, и неофициальные
коммуникации были, в первую очередь, устными, что
кстати делало ораторское искусство необходимым эле-
ментом для человека любой профессии.
Устная коммуникация уже в то время становится эле-
ментом, сопутствующим военным битвам. Корнелий
Тацит приводит примеры использования слухов: "Неко-
торое время спустя подошли отставшие легионы, и фла-
вианская армия стала еще более многочисленной. Слухи
об этом распространились среди противников и внесли
смятение в их ряды" 3 . Или далее: "Находились люди,
тайно распространявшие оскорбительные для Сабина
слухи, будто он ненавидит брата и из зависти не хочет по-
мочь ему" 4 . Последний пример является отсылкой на об-
221

щественное мнение, при котором косвенным путем пы-
таются заставить выйти на то или иное действие. И по-
скольку vox populi  был значим в древнем Риме, то такая
стратегия вполне себя оправдывала.
Гай Юлий Цезарь активно использовал для возвыше-
ния своей фигуры разного рода празднования, связанные
с военными победами. Даже лавровый венок на голове он
носил охотно, поскольку тем самым пытался скрыть свою
лысину. В результате и сегодня мы имеем очень четкий
образ древнего Рима, его воинов, типа культуры, как буд-
то над ними всеми поработал очень квалифицированный
специалист по имиджу. По крайней мере интуитивно это
так и было. Внимание к этому аспекту присутствует во
все периоды. Например, в программе "Уловка-22" (РТР,
1998, 9 августа) прозвучала информация, что над внеш-
ним видом немецких танков, автомашин специально ра-
ботали, чтобы придать им характер сильных, мощных, ус-
трашающих.
Поскольку общество того периода держалось на устной
коммуникации, принимая решения в собраниях, то тре-
бовалась быстрая и моментальная реакция на происходя-
щие события. У Цезаря был свой метод работы со слуха-
ми: "Когда распространялись устрашающие слухи о
неприятеле, он для ободрения солдат не отрицал и не
преуменьшал вражеских сил, а напротив, преувеличивал
их собственными выдумками" 5 . Интересно, что в совре-
менной психотерапии есть сходный метод, когда пациен-
та не отвлекают от его страхов дополнительными расска-
зами, а максимально погружают в беспокоящую его
ситуацию, добиваясь тем самым нужного излечения. Этот
метод носит название "погружения".
В целях своего возвышения Цезарь также пользовался
слухами, что является типичной психологической опера-
цией. Это отмечает Плутарх: "Люди, уговаривавшие Це-
заря принять эту [царскую] власть, распространяли в на-
роде слух, якобы основанный на Сивиллиных книгах, что
завоевание парфянского царства римлянами возможно

 Глас народа (лат.). – Прим. ред.
222
только под предводительством царя, иначе же оно недо-
стижимо" 6 . Перед нами типичная психологическая опера-
ция, проводимая еще до нашей эры. Можно вспомнить
также установку Цезарем в Капитолии золотой статуи Ма-
рия, что как бы продемонстрировала населению то, что
сторонники Мария отнюдь не повержены. "Слух об этом
вскоре распространился, и римляне сбежались поглядеть
на изображение. При этом одни кричали, что Цезарь за-
мышляет тиранию, восстанавливая почести, погребенные
законами и постановлениями сената, и что он испытыва-
ет народ, желая узнать, готов ли тот, подкупленный его
щедростью, покорно терпеть его шутки и затеи" 7 .
Точно так же шло воздействие и на Брута с целью при-
нудить его убить Цезаря. Поскольку тот медлил, то его су-
дейское возвышение, где он разбирал дела, будучи прето-
ром, было исписано надписями "Ты спишь, Брут!", "Ты не
Брут!" Как видим, и в этом последнем для жизни Цезаря
эпизоде существует обращение к общественному мнению.
Вообще требование "хлеба и зрелищ" достаточно удач-
но задавало политику властей того времени. Частым бы-
ло также обращение к различного рода манифестациям.
Для управления массовым сознанием использовались
разного рода пророчества. Интересно отметить, что обра-
щение к астрологии возродилось и в последнее время.
Одновременно следует выделить особенности комму-
никативных процессов в тот период. Устная коммуника-
ция из-за передачи из уст в уста делала из событий, про-
исходящих с Цезарем, готовые легенды, которые затем
распространялись через века. Через фильтр устной ком-
муникации могут пройти только по настоящему яркие
события, что делает фигуры того времени достаточно
объемными и интересными даже для сегодняшнего дня.
Аналогичную ситуацию можно увидеть и в христианст-
ве, история которого насыщена яркими живыми ситуаци-
ями, создающими очень персонализированную историю.
Она совершенно не абстрактна, а каждый раз воплощает-
ся в очень конкретных ситуациях. И сам христианский
храм построен с учетом многоканального воздействия:
вербального, визуального и др. Работающими при этом
223
оказываются абсолютно все органы чувств, включая вкус
и обоняние.
Г. Джоветт и В. О’Донелл высоко оценивают успехи хри-
стианства с точки зрения распространения своих идей: "В
последующие столетия полный символизм христианства
бьл воспринят – крест, лев и ягненок, дева с ребенком и
даже рогатая и хвостатая фигура дьявола, взятая, вероятно,
из языческого символизма. Эти символы выдержали испы-
тания полутора тысяч лет, и сегодня христианство испове-
дуют несколько миллиардов человек. Успех христианства
является заветом по творческому использованию техник
пропаганды" 8 . Христианство действительно показало са-
мый долговременный пример воздействия, причем изна-
чально это воздействие осуществлялось в агрессивной по
отношению к христианским сообщениям коммуникатив-
ной среде.
В истории есть примеры обратного влияния пропаган-
дистской кампании – так называемый "эффект бумеран-
га" 9 . Так, в XVI веке испанцы при подготовке к высадке
своих войск распространили в Англии тайно напечатан-
ный памфлет против королевы Елизаветы I. Обвинения в
распутстве незамужней королевы в эмигрантской продук-
ции дали обратный эффект: на сторону королевы стали
те, кто до этого ее не почитал. Кстати, подобные ситуа-
ции были в первую, вторую мировые войны и во времена
холодной войны, когда важным было вещать на против-
ника по радио с иностранным акцентом, чтобы сообще-
ния не выглядели как исходящие из уст предателя.
Ситуация с Петром Первым особенно интересна из-за
его внимания к знаковым характеристикам старого/ново-
го времени. Значим для сегодняшнего дня и тот факт, что
Петр в три раза увеличил доходную часть бюджета.
В. Ключевский пишет о столкновении Петра со старове-
рами: "Эти последние в борьбе выставляли знаменем не-
которые наружные особенности, отличавшие древнерус-
ского человека от западного европейца, бороду, покрой
платья и т.п. Сами по себе эти внешности, разумеется, не
мешали реформе; но очень мешали ей чувства и убежде-
ния, ими прикрывавшиеся: это были признаки оппози-
224
ции, символы протеста. Став на сторону нововведений,
Петр горячо ополчился против этих мелочей, которыми
прикрывались дорогие для русского человека предания
старины. Впечатления детства побуждали Петра прида-
вать преувеличенное значение этим предметам. Он при-
вык видеть эти признаки на государственных мятежни-
ках, стрельцах и старообрядцах; древнерусская борода
была для него не физической подробностью мужской фи-
зиономии, а выставкой политического настроения, зна-
ком государственного бунтовщика наравне с длиннопо-
лым платьем. Притом он хотел обрить и одеть своих
подданных по-иноземному, чтобы облегчить им сближе-
ние с иноземцами" 10 . Перед нами предстает чисто психо-
логическое объяснение известных действий Петра. В ре-
зультате бородачей штрафовали, платье конфисковывали,
купцов, торговавших русским платьем, наказывали кну-
том и конфискацией.
Данный феномен важен применением всей системы
воздействия к совершенно внешнему признаку. Но имен-
но он был избран в качестве показателя лояльности к го-
сударственной власти. Хотя и сам Петр неоднозначно
воспринимался населением. Как пишет В. Ключевский:
Тогдашнее великосветское общество, приветствовавшее
стольких философов на престоле, не любило царей в ро-
ли чернорабочих" 11 .
И французская, и русская революции были проявлени-
ем народного гнева, в той или иной степени управляемо-
го "режиссерами". Американское руководство по психо-
логическим операциям перечисляет следующие причины,
приводящие людей на демонстрацию: чувство правоты,
поддержка какого-то события, желание взаимодейство-
вать с другими, антисоциальная мотивация. При плани-
ровании подобных событий требуется принимать во вни-
мание следующее: программу, физический контекст,
эмоциональный контекст, создание чувства спонтаннос-
ти, предотвращение насилия. Последнее требование ре-
волюции, как правило, в расчет не принимают.
Характерным для революционных преобразований яв-
ляется переключение с одной системы мифов на другую. В
225
этом же русле лежат и преобразования Петра Первого и
перестройка. В случае Петра Первого произошла смена
от системного к индивидуальному пути: Петр отменяет
сословные привилегии, отдавая предпочтение личност-
ным успехам. Практически то же делает перестройка:
разрушая системный, партийный путь роста, она отдает
приоритет возможностям личностного решения проблем.
Помимо процесса переключения может иметь место
подключение к тому или иному мифу. Вышеприведенный
пример с Александром Македонским лежит в этой плос-
кости: в существующую уфологическую систему с богом
во главе был "подключен" в качестве его сына и Алек-
сандр Македонский. В процессе предвыборной риторики
1996 г. Б. Ельцин был включен в мифологическую схему
демократии в качестве ее защитника и опоры.
Переключение мифов имело место также в 1985-
1991 гг., когда произошла замена системы мифов комму-
низма на систему мифов капитализма. Кстати, и там, и
тут личный труд является благом, так что эти мифологии
не являются совершенно противоположными друг другу.
В принципе два типа мифологической смены можно
представить в следующем виде:

тип особенности пример
переключение переход на новую
мифологию
статус пролетариата
в новой иерархической
системе после 1917 г.
подключение вхождение нового
объекта в старую
мифологию
Александр Македонский
как сын Зевса

Задача переключения ставится и в обычном представ-
лении о психологических операциях. Например, с мифа
патриотического – "война до победного конца" – сле-
дует переключить противника на миф семейный – "са-
мое главное для человека семья: его жена и дети". Сде-
лать это можно с помощью дополнительной активации
иных мифов, например "Ваши правители погрязли в
коррупции, они рассматривают вас как пушечное мясо".
226
Например, Британия в период войны на Фолклендах ис-
пользовала фиктивные интервью аргентинских лидеров,
чтобы создать подобного рода ощущение у их солдат. По-
следний миф также строится на противопоставлении до-
минирующей и подчиненной культур данного общества,
присущего любому времени. Мы можем представить это
переключение мифов следующим образом:

мифологическая
система 1
мифологическая
система 2

мифологическая
система 3


Здесь, вероятно, играет особую роль процесс разруше-
ния старой системы, предоставляя таким образом воз-
можность построения новой. Следовательно, более точно
мы должны построить наш переход следующим образом:

мифологическая
система 1
мифологическая
система 2

Разрушение
мифологической
системы 1


Примером разрушения советской системы было пере-
мещение Ленина и сопутствующих мифологем из почет-
ного списка в список обличительный. Однако бывают и
варианты более "хитрого" разрушения предыдущей сис-
темы. Так, пропаганда союзников, направленная на нем-
цев во время второй мировой войны, строилась на том,
что цели у фашистов были правильными, но фашисты не
те люди, с которыми можно достичь этих целей. То есть
это более мягкое разрушение мифологии: она сохраняет-
ся в своих основных координатах за исключением дейст-
вующих лиц. Это подключение к уже имеющемуся сте-
реотипу, а не разрушение его, поскольку считается, что
разрушение стереотипов является дорогостоящим и часто
безрезультатным процессом.
227
Любое кардинальное изменение социальной системы
опирается на введение новой мифологии. Кстати, в этом
плане очень сближены реформы Петра, революция 1917
г. и перестройка. Во всех этих случаях происходит отказ
от мифологии прошлого периода, базирующейся на ста-
рой социальной иерархии. Мы можем изобразить это
следующим образом:

Время Отказ от иерархии Введение новой иерархии
Петр сословной личностного успеха
революция дворянской пролетарского
происхождения
перестройка партийной личностного успеха

Как видим, социальная система замедляет свое разви-
тие, что требует в результате сброса старой иерархии и
оправдывающей ее старой мифологии.
При этом существует два пути введения новой мифо-
логии. Оба они связаны с тем, что социальная система
очень инерционна и практически не способна к карди-
нальным сменам. Поэтому введение новой мифологии
оказывается возможным при серьезной внешней стиму-
ляции, которая, кстати, и обеспечивается психологичес-
кими операциями. Внешняя стимуляция может идти ли-
бо сверху, либо извне. И перестройка, и реформы Петра
были поддержаны верхами. Революция 1917 г. меняла ие-
рархию без поддержки верхов. Но и в том, и в другом
случае модель воздействия является однотипной: создает-
ся социальная группа с новыми нормами, под которые
затем начинает подводиться вся система. Именно так
осуществляется конкуренция двух мифов, что можно изо-
бразить следующим образом:

группа с контрмифом все население
с основным мифом

Группа с контрмифом может быть либо правящей, как
это было в случае принятия христианства на Руси, но да-
же в том случае не обошлось без бунтов, либо диссидент-
ской с точки зрения противопоставления себя основному
228

мифу. Как ни странно это прозвучит, но В. Ленин с этой
точки зрения выглядит как типичный диссидент. Его ми-
фологическая фраза "Мы пойдем другим путем" выража-
ет попытку введения нового мифа.
Создание специфически украинской мифологии наци-
онального характера, активизация которой прошла в
постперестроечный период, также носило характер пси-
хологической операции. Вспомним, в числе основных
моментов того времени был лозунг "Кто съел мое мясо?",
а также активно распространявшиеся листовки с выду-
манными подсчетами немецкого банка о наилучших ус-
ловиях для самодостаточного существования Украины. За
экономическим мифом последовала серия национально-
ориентированных мифов, без которых по сути невозмож-
но становление государства. Группа с контрмифом посте-
пенно распространила свой миф до уровня нормы, сделав
из основного на тот период мифа вариант факультатив-
ный. В результате произошло "переключение" массового
сознания на новую мифологию.
Пропаганда во времена войны часто носит не только
агрессивный, но и чисто мирный характер. Вспомним,
что наших артистов просили выступать в мирной одежде,
а не в гимнастерках при поездках на гастроли в прифрон-
товую полосу. Аналогичная ситуация ощущалась в воен-
ной Германии. Так Геббельс организовал "имперский му-
зыкальный поезд": "В поезде по городам севера и запада
Германии разъезжали с концертами музыканты, внося
вдохновение в души усталых, издерганных людей. Кроме
того, Геббельс верил, что показ кинофильмов может ока-
заться полезным в деле подъема боевого духа в опусто-
шенных бомбежками районах" 12 . Это феномен противопо-
ложного результата: для поднятия боевого духа следует
вводить совершенно мирную информацию. Вероятно, он
связан с многофакторностью воздействия: смена сообще-
ний оказывается более результативной.
Возникшее в конце девятнадцатого века массовое об-
щество потребовало новых методов управления им. Двад-
цатое столетие занято созданием этих методов. Однако
при их усилении возникают тоталитарные государства,
229
при полном отказе мы видим наступление хаоса. Золотая
середина пока еще не найдена.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Использование механизмов психологических операций в разные исторические периоды» з дисципліни «Психологічні війни»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ПРИЗНАЧЕННЯ, СТАТУС ТА ОСНОВИ ОРГАНІЗАЦІЇ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ
Аудиторський висновок та його види
Інвестиційний процес у державі з ринковою економікою
ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ІНФЛЯЦІЇ
НЕОКЛАСИЧНИЙ ВАРІАНТ КІЛЬКІСНОЇ ТЕОРІЇ ГРОШЕЙ


Категорія: Психологічні війни | Додав: koljan (02.10.2011)
Переглядів: 768 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП