По нашему мнению центральной особенностью психо- логической операции должен быть вариант "возвратной коммуникации", под которой мы понимаем использова- ние исключительно тех сообщений, которые уже записа- ны в памяти получателя. Задачей становится изменение их приоритетности, подкрепление новой аргументацией и т.д., но не введение совершенно новой информации. При военной пропаганде сообщение "Сдавайся" уже за- писано в сознании противника, но там ему противостоит множество других, среди которых есть и "отдать жизнь за свою страну почетнее, чем сдаться". Задачей пропаганды становится перевод данного сообщения в более благо- приятные контексты. Интересно, что практически все сообщения СМИ в той или иной степени не имеют новизны. Например, та- кое условное сообщение: "Вчера в Турции произошло землетрясение. Сто человек погибло, тысяча получили ранения". Главным элементом новизны будет привязка подобного сообщения в пространстве ("в Турции") и вре- мени ("вчера"). Вспомним феномен чтения вчерашней или прошлогодней газеты: до той поры пока человек не обнаружит дату, газета представляет для него несомнен- ный интерес. То есть практически сообщение СМИ так- же уже заранее хранится в нашей памяти, лишь требуя определенной актуализации. Определенные сценарии, стереотипы, на чем строится теория фреймов, ведущая свое начало от М. Минского, предполагает наличие по- добной "грамматики действительности", помогающей пониманию любой ситуации. Возвратная коммуникация должна создавать замкну- тый коммуникативный цикл следующего вида:
пропагандист аудитория
Аудитория слышит то, что она уже знает, происходит только усиление ее желания услышать. Например, слух о 122 коррумпированности высших чиновников легко может быть насыщен самыми разнообразными подробностями типа существования виллы в Испании.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Возвратная коммуникация» з дисципліни «Психологічні війни»