Механизмы коммуникативного воздействия в условиях кризисных ситуаций
Вопросы коммуникативного воздействия являются центральными для ряда областей современной цивилиза- ции. Это и кризисные коммуникации, и реклама, и паб- лик рилейшнз, и избирательные технологии, это и разно- го рода проблемы, относящиеся к военной сфере. Первый заместитель министра обороны России Н. Ми- хайлов в статье в "Независимой газете", оценивая воз- можности России сравнительно с ведущими мировыми державами, наибольшее отставание видит именно в сфе- ре информационных технологий. Он пишет: "Наиболее уязвимыми в перспективных военно-технических систе- мах считаются ключевые (системообразующие) объекты, реализующие передовые информационные технологии разведки, связи и управления войсками и оружием. Их своевременное избирательное поражение (подавление) ведет к децентрализации и функциональному поражению (подавлению) всей системы. В итоге она лишается обще- системных боевых свойств и теряет потенциальную эф- фективность'' 1 . Конечно, в первую очередь речь здесь идет о технических средствах передачи сообщений, но при этом не снимается с повестки дня и содержательная сторона воздействия, реализуемая, к примеру, в варианте психологических операций. Более того, Поль Друкер справедливо подчеркивает смещение исследовательской парадигмы информацион- ных технологий с понятия "технология" на понятие "ин- формация": "Пятьдесят лет информационная революция занималась данными их сбором, хранением, переда- чей, анализом и представлением. Она занималась "Т" в "ИТ" (Информационные Технологии – Г.П.). Следую- щая информационная революция задает иные вопросы: Каково ЗНАЧЕНИЕ информации и какова ее ЦЕЛЬ? И это быстро ведет к изменению задач, которые решаются 81 с помощью информации, а с их помощью изменению ин- ституций, которые должны выполнять эти задачи" 2 . К числу новых задач бизнеса в этом случае автор относит СОЗДАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ДОСТАТКА. В качестве будущих целей он также называет ориентацию на обра- ботку ВНЕШНЕЙ информации, поскольку основные усилия бизнеса на сегодня затрачиваются на обработку ВНУТРЕННЕЙ информации. К примеру, азиатский кри- зис он считает вполне предсказуемым, если бы компании были более сориентированы на обработку именно внеш- них параметров. Кризисная коммуникация протекает в особых условиях, которые должны учитываться при разработке системати- ки воздействия. Перечислим некоторые из них:
1. Резкое сокращение числа управляемых параметров.
2. Смещение в сторону базисных потребностей по шкале А. Маслоу.
3. Возрастание в целом роли информации из-за отсутст- вия четкой и понятной всем интерпретации происхо- дящих событий.
4. Изменение каналов коммуникации, переход от офици- альных в сторону неофициальных каналов.
5. Создание своих собственных систем обеспечения жиз- недеятельности и безопасности, поскольку принятые системы перестают работать адекватно.
Все это выводит человека в систему более примитив- ных реакций и более простых коммуникативных систем. Человек как бы смещается из представителя социальной группы в человека толпы. В результате спрятанные до этого биологические его реакции выходят на первый план, оттесняя реакции социального порядка. Старые си- стемы управления сразу же проигрывают, поскольку по инерции продолжают работать в исходном режиме. От- сюда же следует характерная для кризисных коммуника- ций потеря рациональной составляющей аргументации. Все становится окрашенным утрированно эмоционально. 82 Это говорит о выдвижении на первый план психологиче- ских составляющих, составляющих основу убеждения. Характерной особенностью управления коммуникаци- ями в условиях кризиса становится разработка не только моделей порождения информации, но и моделей блоки- рования ненужной информации, которая своей циркуля- цией может приводит к саморазрушению системы. Здесь коренится реализуемый, как правило, в военных услови- ях, тот или иной вид цензуры. Так что мы можем изоб- разить два основных коммуникативных процесса, значи- мых для управления кризисом:
1. Порождение информации,
2. Блокирование информации.
При этом блокируется не только информация, весьма значимым в этих условиях становится блокирование не- системного поведения. Это связано с тем, что биологиче- ские потребности выдвигают на первый план варианты асоциального поведения. В связи с этим в кризисные си- туации заранее вводятся определенные стабилизаторы поведения, призванные перевести его в социальное рус- ло. Известными примерами такого рода являются:
А. Поведение в период аварии на воде, когда правила задают посадку в шлюпку первыми детей и женщин, за- тем просто пассажиров, команда и капитан призваны по- кидать тонущее судно последними.
Б. Знамя части, попавшей в окружение, должно быть сохранено.
Такого рода примеры показывают, что биологические требования могут блокироваться более сильными соци- альными нормами. Здесь заранее вводятся системы цен- ностей, которые призваны противостоять биологическим требованиям. Коммуникации в кризисных ситуациях так- же направлены на то, чтобы произошло сохранение соци- ального управления в принципиально новой ситуации, когда в ряде случаев происходит отторжение населения от властных структур. С другой стороны, именно в кри- зисных ситуациях общество оказывается максимально за- 83 интересованным в наличии лидера, поскольку оно также негативно оценивает последствия потери управления. Варианты панического поведения должны блокиро- ваться еще и по той причине, что в этом случае у челове- ка работают более древние участки мозга, задающие бо- лее простые реакции. Другая биохимия крови, которую имеет человек в случае стресса, выводит его на принятие иного типа решений в данном случае. Вероятно, даже в древности подобные типы реакций сознательно блокиро- вались определенными типами торжественных колонн, боевым облачением, которое действовало устрашающе на противника, одновременно успокаивая свои войска. Стрессовые ситуации сужают число параметров, кото- рые подлежат обработке. По этой причине человек по иному оценивает поступающую информацию, гипертро- фируя значимость того или иного параметра. Это особые условия сужения информационного потока формируют иные модели действия и реагирования. Человек усилива- ет его, исходя из псих алогических механизмов работы с информацией – он избирательно берет из окружающей его действительности только те характеристики, которые поддерживают выбранную им интерпретацию.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Механизмы коммуникативного воздействия в условиях кризисных ситуаций» з дисципліни «Психологічні війни»