Второй этап разработки имиджа посвящается созданию корпоративной философии. Данное понятие тесным образом переплетается с понятием этики. Корпоративная философия – это подробное изложение деловых норм и морально-этических принципов, которыми руководствуется организация в своей деятельности. Следует отметить, что, не называясь столь внушительно, подобные принципы ведения дела были выработаны в России еще в 1912 году и до революции были неуклонно соблюдаемы большинством российских предпринимателей. Перечислим некоторые из них 5 :
- Уважай власть. Власть – необходимое условие эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка на узаконенных эшелонах власти. - Будь честен и правдив. Честность и правдивость – фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель обязан быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости. - Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица трудиться на благо своей отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность. - Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске. - Будь верен слову. Деловой человек должен быть верен своему слову: «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе. Слово делового человека должно цениться неизмеримо выше казенной бумаги с печатью. - Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй, сообразуясь со своими средствами. - Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.
Ознакомимся с этическим кодексом бизнесмена одной из английских фирм 6 : Профессионализм. - Поддерживай свою профессиональную компетенцию. Помни, что только высокий уровень профессионализма дает тебе право на публичные высказывания по поводу тех или иных аспектов бизнеса.
5 Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1999. – с.221.
6 Там же, с.222. - Осуществляй свои профессиональные функции только в соответствии с действующими законами и установленными нормами. - Любые рекомендации и предложения подготавливай только после тщательного анализа проблемы и учета имеющейся по данному вопросу информации. Секреты фирмы. - Воздерживайся от раскрытия секретов фирмы, если на это нет разрешения руководства или если эти секреты не были обнародованы. - Информируй подчиненных о секретах фирмы только в той степени, которая им необходима для осуществления своих функций. - Воздерживайся от использования секретной информации в целях личного обогащения или для обеспечения выгодных сделок другим лицам. Честь бизнесмена. - Избегай попадания в сферу конфликта интересов и удерживай от этого других сотрудников. - Воздерживайся от любой деятельности, которая бросает тень на честь бизнесмена. - Избегай тех подарков, привилегий и обслуживания, которые порочат звание бизнесмена. - Будь в стороне от преследования лиц, имеющих благие намерения. - Всегда выступай против профессиональных или административных ограничений честного бизнеса. - Содействуй распространению полной информации о всех сферах бизнеса. - Соблюдай общечеловеческие нравственные заповеди. Этические конфликты. - Старайся принимать участие в предупреждении и преодолении этических конфликтов. Не проходи мимо ситуаций такого рода. - Все этические конфликты должны разрешаться путем групповых бесед с участием достойных лиц. В этих совещаниях никто не должен «потерять свое лицо». - Если, несмотря на усилия участников групповой беседы, этический конфликт продолжается, к участию в беседе следует пригласить вышестоящего руководителя. - Бизнесмен, который не получил удовлетворения в групповых беседах пол улаживанию конфликта и который, по мнению большинства, ведет себя неэтично, должен уйти из фирмы.
Теперь посмотрим, как представлена корпоративная философия ОАО «АВТОВАЗ»:
Наши основатели акционеры и инвесторы. Они доверяют нам свой капитал и оценивают эффективность нашей деятельности.
Наш главный ресурс персонал. Акционерное общество представляет собой коллектив рабочих, служащих и менеджеров, в котором все работают над решением общей задачи - эффективность и прибыльность бизнеса по производству современного, качественного и максимально безопасного автомобиля.
Наши автомобили это материальное воплощение производственной культуры акционерного общества и профессионализма его персонала.
Наши поставщики это часть нашего коллектива. Мы развиваем долгосрочные производственные связи с поставщиками на принципах сотрудничества, уважения, справедливости и взаимной выгоды.
Наши покупатели "платят" нам заработную плату - наши успехи зависят от них. Их мнение - главный приоритет в деятельности акционерного общества.
Наши конкуренты это сектор нашего особого внимания. Мы готовы к открытой и честной конкуренции - как одному из главных факторов наиболее полного удовлетворения потребностей наших покупателей.
Наше будущее непрерывное развитие. Мы будем использовать все возможные инновации в технологиях и бизнесе. Мы готовы сотрудничать с автомобильными компаниями, работающими на благо россиян, во славу России. 7
Помимо таких понятий, как «профессионализм», «честь», «уважение», философское кредо организации часто базируется на ключевых понятиях «качество», «доверие», «забота», «внимание», «совершенство», «компетенция». Приведем в пример краткие выдержки из принципов корпорации «Марс» 8 : Качество. Наш хозяин и директор – это потребитель, наша работа- это качество, а производство продуктов, стоящих уплачиваемых за них денег, - это наша цель. Ответственность. Будучи личностями, мы требуем полной ответственности от самих себя; будучи партнерами, мы поддерживаем ответственность других. Взаимовыгодность. Взаимная выгода – это распределенная выгода, а такая выгода приобретает постоянство. Эффективность. Мы полностью используем свои ресурсы, не делаем лишних трат и занимаемся только тем, что умеем делать лучше других. Свобода. Нам нужна свобода для того, чтобы строить свое будущее; нам нужна прибыль для того, чтобы оставаться свободными.
Разработка корпоративного кредо, философии организации не должно превращаться в самоцель. Во-первых, философские принципы должны быть
7 www.lada-avto.ru
8 Полностью с данными принципами можно ознакомиться в книге «Пять принципов фирмы «Марс». Корпорация «Марс», 1993 г.
работоспособны. Это возможно только в том случае, если они будут достаточно уникальны и конкретны, и не будут носить чисто декларативный характер. Во-вторых, они не должны противоречить действующему законодательству. То есть, они не могут разрешать то, что запрещено законом. Однако, они могут быть более жесткими, нежели существующие законы, и запрещать то, что не отражено в действующем законодательстве. Это может касаться защиты окружающей среды, получения или, наоборот, дачи взяток, коммерческих интересов в организации-конкуренте и т.д. Корпоративная философия формализуется в виде внутреннего документа организации и не преследует рекламные цели. Однако необходима и некая внешняя, общедоступная составляющая имиджа. Таковой является история организации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Корпоративная философия» з дисципліни «Корпоративний імідж: технології формування для максимального росту бізнесу»