Одним из факторов, влияющих на восприятие поведения человека, является проксемический (от слова «проксемика» 1 ). Проксемика рассматривает влияние дистанций (зон) общения и расположение партнеров друг относительно друга на коммуникативный процесс. В зависимости от расстояния между партнерами устанавливается определенная психологическая дистанция и наоборот, эмоциональная близость или отчужденность заставляют людей уменьшать или увеличивать дистанцию в процессе общения. Наиболее стандартным является такое распределение зон общения: 1) суперинтимная (0-15 см), предназначенная для самых близких, вызывающих доверие людей, с которыми можно легко перейти к телесному контакту (коснуться, обнять); 2) интимная (до 45-50 см) – для людей, с которыми приятно находиться рядом (посекретничать, например); 3) личная (до 1,5 м) – для хорошо знакомых людей или тех, кто интересен, важен. Данная зона удобна и для обсуждения деловых вопросов с одноклассником, родственниками, поэтому является самой распространенной в общении; 4) социальная (до 2,5м) – для общения с малознакомыми, неблизкими людьми, особенно, если интерес к ним отсутствует. Эта дистанция удобна также для общения с малой группой партнеров (до 7- 12 человек); 5) публичная (более 2,5 м) для общения с большой аудиторией слушателей.
Расположение партнеров друг относительно друга в большинстве случаев определяет успешность коммуникации. Наиболее эффективным считается расположение партнеров под небольшим углом друг к другу, так как при
1 Проксемика – область знания об информативности организации пространства в процессе общения. этом противостояние между ними минимально, а возможность видеть друг друга не снижается по сравнению с положением напротив. Организация пространства также может быть связана с расстановкой мебели в помещении, разницей в росте (когда, например, партнер высокого роста вынужден смотреть на невысокого партнера сверху вниз) и некоторыми другими факторами коммуникативной среды. Например, массивная мебель, расставленная в кабинете топ-менеджера так, что посетитель не имеет возможности приблизиться к руководителю более, чем на 1,5-2 метра, в сочетании с тяжелыми креслами, которые трудно развернуть в необходимом направлении, придают имиджу руководителя оттенок жесткого авторитаризма, препятствуют свободному обсуждению проблем. Большой интерес с точки зрения законов организации пространства представляет древнее учение Фэн-Шуй, которое вполне заслуженно считают и наукой, и искусством. В последние году практика Фэн-Шуй стала пользоваться большой популярностью среди деловых людей.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Проксемический фактор коммуникаций.» з дисципліни «Корпоративний імідж: технології формування для максимального росту бізнесу»