Лоббисты как руководители административной группы поддержки
Со стороны лоббирование воспринимается в основном как сибаритство, этакая светская жизнь, состоящая из одних развлечений и встреч с высокопоставленными мира сего на всевозможных элитных мероприятиях в центре города. Несомненно это восприятие играет прекрасную роль при «обхаживании» кандидата в лоббисты. (Один высокопоставленный государственный чиновник как-то сказал автору этих строк, что основным притягательным моментом в ланчах, устраиваемых лоббистами и для лоббистов, были специально приглашенные для обслуживания на них привлекательные молодые женщины.) Но доступ в эти политические салоны открыт только настоящим, признанным лоббистам. Подавляющая часть лоббирования представляет в основном светскую жизнь, и мало что в ее степенном течении можно ускорить. В этом смысле лоббирование немного сродни научным исследованиям, причем подготовительному этапу, когда осуществляется кропотливый сбор материала для исследований и наблюдений. При этом проталкивание чьей-либо идеи или интереса однозначно подразумевает, что заслуги и авторство этого никогда не будут признаны. В случаях, когда в такой длительной подготовительной работе нет надобности, требуется детальное администрирование встреч, конференций и публичных заявлений доверителей. Например, лоббисты должны отслеживать прохождение в (британском) парламенте биллей, официальные отчеты о заседаниях британского парламента, отчеты премьер-министра и его кабинета (отчеты из Уайтхолла), многостраничные отчеты о работе органов управления Европейского Союза из Брюсселя и Страсбурга, соответствующие документы от технических и профессиональных генераторов общественного мнения, а также все документы, с которыми их желает ознакомить доверитель. Подобный мониторинг официальных документов — это основное содержание работы лоббиста-стажера; и для многих из них, имеющих дипломы престижных вузов и степень МВА, подобная 259
кропотливая работа не очень приятна. И тем не менее, это ежедневная реальность сотрудника, профессионально занимающегося лоббированием, и она отражает первый элемент предпочтенного нами определения лоббирования. Так, компания British Steel нанимала в свой штат лоббистов для «выполнения огромного объема ежедневной кропотливой работы» и для отдыха от «части ежедневного рабочего бремени», когда их использовали для разведки как «глаза и уши» компании на различных мероприятиях. Если лоббистов вовлекают в общественные кампании, проводимые специалистами по СМИ, то они, как правило, играют роль связующего звена и оказывают административную поддержку при проведении пресс-конференций и таких специальных мероприятий, как марши, фото-дефиле и этапные события. Итак, сколько именно подобных услуг и в каком объеме требуют доверители от своих лоббистов (привлеченных со стороны или штатных), можно выразить в количественных показателях; с концептуальной и практической точек зрения может оказаться полезным рассматривать группы как «частых» или «нечастых» потребителей лобби. Другим полезным аналитическим инструментом может стать концептуализация лоббирования как «закулисной» деятельности или «работы на авансцене» и на основе этих двух типов категоризировать лоббирование, используемое в ходе конкретной кампании. Это два идеальных типа в веберском смысле — это две концептуально чистые категории рациональных действий, и по этой причине они не персонифицированы (они достаточно абстрактны, на них не проектируется личность конкретного лоббиста), и поэтому возможно проводить сопоставления и анализ. Закулисный лоббист работает как невидимый советник: он осуществляет мониторинг документов в пассивном варианте простого реферирования, оставляя контроль за политикой в ведении доверителя; составляет рабочие документы и проекты документов для доверителей; предлагает подходящий состав генераторов идей и решений по вопросам политики; осуществляет представление официальных лиц, присутствует на конференциях и деловых встречах (но молча). Закулисный лоббист дает консультации по вопросам формирования политики и вполне доволен своей минимальной автономией по отношению к своему доверителю. В отличие от закулисного лоббист на авансцене действует как видимый консультант и активный спикер от имени представляемой группы. Такого типа лоббисты обычно являются экспертами 260
по политическим вопросам: они осуществляют мониторинг среды деятельности группы, всегда готовы сформулировать политическую лщяю, имеют достаточную подготовку и опыт, чтобы в одиночку представлять интересы своих клиентов в ходе прямых контактов с генераторами решений, они вполне комфортно чувствуют себя\в кампаниях СМИ. Лоббисты-авансценисты стремятся к большей автономии от своих доверителей. В данном случае существует некоторая конвергенция с самоимиджем лоббиста как адвоката, илпока невозможно с полной определенностью сказать, является ли лоббист закулисным специалистом или авансценистом, практика показывает, что в основном поведение лоббистов подпадает под первый тип.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Лоббисты как руководители административной группы поддержки» з дисципліни «Паблік Рілейшнз: принципи і практика»