Итак, мы установили, что степень участия PR-практиков в процессе стратегического менеджмента и формирования ответной реакции организации на сигналы и воздействия внешней среды определяется условиями бизнес-среды этой организации. Одним из наиболее очевидных направлений участия практиков в процессе управления взаимодействиями между организацией и окружающей ее средой (ключевым направлением стратегического менеджмента) является сканирование окружающей среды и анализ сущности и возможных последствий ее изменения для взаимоотношений организации с ее ключевыми группами заинтересованных лиц. Однако характер роли, которую предписывают PR-практикам PR или которую они сами берут на себя, совершенно очевидно определяет их возможность влиять на процесс стратегического управления организацией. Если это роль преимущественно специалистов по коммуникациям, то в процессе стратегического менеджмента в лучшем случае они ограничатся простым информированием различных слоев общественности о стратегическом направлении политики организации, определенном ее руководством. Как специалисты по коммуникациям PR-практики смогут играть лишь незначительную, если вообще какую-нибудь, роль в процессе принятия управленческих решений, и поэтому у них будет лишь незначительная возможность влиять на формирование политики орга- 26
низации, которое останется прерогативой исключительно ее руководства. Практики, выступающие в роли предписывающего эксперта или посредника при решении проблем, значительно в большей степени могут влиять на процесс формирования стратегических решений, определяемых высшим руководством организации, они даже могут играть непосредственную роль в формировании этих решений. Степень их влияния на разработку решений по организационной стратегии будет определяться в основном их возможностью завоевать доверие и уважение высшего руководства. Имеющиеся данные не дают пока оснований предполагать, что многие практики добились успеха, обеспечив себе стабильные позиции в команде высшего руководства своей организации. Но этот факт не дает права предполагать, что высшее руководство не ценит советов, которые может дать опытный PR-практик. Как правило, оказывается, что этот совет может касаться лишь того, как наилучшим образом представить общественности политику, разработанную руководством. Проблема доступа в высшие слои руководства организации — это, естественно, проблема, имеющая важную связь со статусом паблик рилеишнз и претензиями на признание его стратегически важной управленческой функцией. Эта проблема требует дальнейшего исследования.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Обобщение и выводы» з дисципліни «Паблік Рілейшнз: принципи і практика»