При выборе новых товарных знаков для предпринимателей ис ключительно важно с самого начала избегать повторения уже суще ствующих знаков, будь то реальные или придуманные слова. Это касается не столько значения слов (исключая знаки, дающие пря мую информацию об изделиях), сколько их конструкции. В гл. 7 — 10 показано, что в сравнительно небольших группах товарных зна ков существуют сложившиеся стандартные схемы, которые допусти мо использовать при создании новых знаков. Анализ не только позволяет производителю самостоятельно решать, следует или не следует придерживаться стереотипа, но и дает сведения о том, ка кие модели стереотипа возникают, если при выборе знака руковод ствоваться только интуитивными оцепками. Часто говорят, что хороший товарный знак обязательно коро ток. Одпако анализ показывает, что для большинства товарных зна ков используются слова, содержащие 5, 6, 7 или 8 букв. Только не многие товарные знаки представляют собой действительно короткие слова. Трудно сказать, почему это так. Возможно, производители опасаются, что знаки из коротких слов труднее зарегистрировать, а возможно, слова из пяти и более букв им больше правятся. Как бы там ни было, проведенный анализ позволил выявить су ществующие виды товарных знаков, и поскольку теоретически воз можно создать сотни тысяч слов из трех-четырех букв (реальных или искусственных), видимо, такого рода знаки пока использованы не до конца. Очевидно, что такой анализ можно осуществить только с по мощью ЭВМ. С технической точки зрения это не сложно. Многие компании уже имеют досье товарных знаков, готовых для машин ной обработки. У некоторых из них собраны также досье зпаков конкурирующих компаний. Третьи пользуются банками данных таких специализированных корпораций, работающих в этой области, как «Компыо-марк» в Антверпене, «Скриптор» в Стокгольме, «Т. С. R. сервис инк.» в Энглвуде (штат Нью-Джерси), «Томсон энд Томсоп инк.» в Бостоне (штат Массачусетс), «ГО. Эс Эй энд уорлд сёрчиз инк.» в Сильверспринге. Любая компания, имеющая коммерческие интересы в несколь ких странах, нуждается в правовой поддержке своих знаков во всем мире. Международное сотрудничество и взаимное уважение к уже существующим знакам гарантируют получение лучших результа тов, чем стремление «пробить дорогу» своему знаку при помощи юридической казуистики. Централизованный банк данных может использоваться не только в исследовательских целях, но и при со здании новых знаков или в рамках процессов, связанных с органи зацией и управлением службой товарных знаков. В ряде стран (Австралии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Канаде и Шве ции) уже существуют досье товарных знаков, пригодных для обра ботки на ЭВМ. В перспективе по этому пути, возможно, пойдут и другие страпы. Здесь трудно рассчитывать на слияние таких досье, созданных в различных странах, а также досье некоторых частных фирм в единый международный банк данных, который можно было бы использовать в исследовательских целях. Скорее всего, это вооб ще невозможно, поскольку языковые различия и несовпадения кри териев схожести окажутся помехой. Но растущая заинтересован ность в сотрудничестве в области исследования товарных знаков, видимо, приведет к частичному объединению имеющихся данных, например в странах одного языка, где понятия схожести знаков сопоставимы. Частные фирмы первыми оценили важность использования ЭВМ для исследования знаков. Но до последнего времени они практи чески пе пользовались средствами машинной обработки для созда ния новых знаков. Безусловно, было бы намного эффективнее со здавать систему для этой цели действительно на международном уровне цри активном участии заинтересованных национальных фирм. Частным фирмам трудно заниматься постоянным обновлением своих банков данных. Намного проще действовать через централи зованную систему, снабженную интерфейсами для обработки инфор мации и связанную с банками данных на местах, через которые поступает информация от национальных фирм. Централизованную систему можно использовать на местах при помощи разветвленной сети терминалов. Создание товарных знаков на ЭВМ подразделяется на ряд этапов. Этап 1. Анализ длины слов Анализ товарных знаков по группам товаров дал для каждой из групп свои результаты. В табл. 14.1 эти результаты даются по 1500 видам товарных знаков фармацевтической промышленности, частично приведенным в Приложении 1, и по 400 видам товарпых знаков сигарет, зарегистрированным нами в четырех рассматривае мых нами странах. В первом столбце в убывающем порядке показана предпочти тельная длина слов в товарных знаках фармацевтической промыш ленности, во втором — длина таких слов для сигарет. В фармацевтической промышленности предпочтение отдается товарным знакам, состоящим из 6, 7, 8, 9 или 10 букв; для товарпых знаков сигарет наиболее популярная длина слов — 4, 5, 6, 7 и 8 букв. 455 Таблица 14.1 I п I II I И I II 8 5 6 4 5 9 13 11 7 G 10 8 12 10 11 12 9 7 11 3 4 1\ 14 13 21 одинаково Данные примеры четко демонстрируют различия в требованиях, предъявляемых к разным товарным группам. Исходя из них, можно судить о предпочтительной длине слов для вновь создавае мых знаков, а также о том, какой длины слов, напротив, следует избегать. Если предприниматели предпочитают придерживаться сложившейся практики и продолжают использовать длинные слова в товарных знаках фармацевтической промышленности, то теперь они могут получить точные данные о том, словам какой длины от дается сегодня предпочтение на рынке. Трудно с уверенностью ска зать, сознательно или несознательно отбираются слова определен ной длины, но при создании новых знаков приходится исходить из фактов. Этап 2. Анализ наиболее употребимых схем конструкции Наиболее популярные схемы конструкции существуют в каждой группе товарных знаков определенной длины, например babbab в группе слов, состоящих из шести букв, babab — в группе слов из пяти букв и babababab в группе слов, насчитывающих девять букв. Определив желаемую длину слов в новом товарном знаке, про изводитель должен поинтересоваться наиболее удачными конструк циями. У него всегда есть выбор: следовать или не следовать стерео типам. В 76 товарных знаках бюстгальтеров, состоящих из шести букв, предпочтение было отдано следующим конструкциям: 1. babbab—15 слов, 20% 4. babaab— 5 слов, 7% 2. bababa—13 слов, 17% 5. ababba— 4 слова, 6% 3. bbabba— 8 слов, 11% 6. bbabab—4 слова, 6% В 49 знаках (67% товарных знаков этой группы, состоящих из шести букв) используется одна из перечисленных выше шести фор мул. Прочие формулы (например, abaaba, baaaba) встречаются по одному разу. В товарных знаках духов, состоящих из шести букв, чаще всего (в 98% случаев) встречаются следующие формулы: 456 [рсдпочтнтсльиая длина слов в товарных знаках изделии фармацевтической промышленности и сигарет 63 товарных знака, или 64%, построены по одной из этих фор мул. Прочие формулы (например, abbbab, abaaba) встречаются не более одного раза. В фармацевтической промышленности предпочтение , отдается товарным знакам, насчитывающим восемь букв. Наиболее распро страненными здесь являются следующие формулы: 1. babbabab — 91 слово, 28% 5. abbababa — 13 слов,! 4% 2. bababbab — 25 слов, 8% 6. abababab — 11 слов, 3,5% ' 3. bbababab — 22 слова, 7% 7. babababa — 10 слов,, 3% 4. babababb — 15 слов, 5% 187 из 319 товарных знаков продукции фармацевтической про мышленности построены по одной из этих семи формул. Прочие формулы встречаются реже. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что среди товар ных знаков определенной длины предпочтение отдается определен ной схеме конструкции. Чем длиннее слово, тем, естественно, богаче выбор формул. Для облегчения процесса регистрации новых зна ков рекомендуется избегать наиболее распространенных схем кон струкции. Этап 3. Анализ частоты встречающихся букв Определив для себя желаемую длину и схему конструкции зна ка, необходимо проанализировать буквы, которые чаще всего ис пользуются в товарных знаках данной отрасли, с тем чтобы знать, использования каких из них следует избегать. На рис. 14.3, например, показана частота (в использования 20 букв, чаще всего встречающихся в товарных знаках бюстгальте ров, зарегистрированных в США. Чаще всего используются буквы Е, A, R, Т и I, и как раз имен но их следует избегать при создании новых знаков. Правда, данный метод недостаточно точен, поскольку с его помощью нельзя опре делить, в какой части слова встречаются эти буквы. Для получения данных по этому вопросу мы проанализировали 54 знака изделий фармацевтической промышленности, состоящих из шести букв и построенных по схеме babbab. С помощью анализа такого рода уда лось выяснить, какие буквы обычно бывают начальными, вторыми и конечными. Полный перечень товарных знаков этой группы дан в Приложении 2, а результаты анализа даны в табл. 14.2. В соответствии с изложенной здесь теорией наименее удачным названием новых товарных знаков были бы слова «СЕЬТАЬ» или «DORROX», а также какое-нибудь другое слово, образованное из их частей. Само слово «CELTAL» в контрольной группе фармацевтических товарных знаков не встречается. Но при анализе товарных знаков, зарегистрированных на международном уровне по классам 1 и 5, были обнаружены очень схожие знаки: "SILTAL" "SERTAL" "DENTAL" "SENTAL" "SIRTAL" "DELTAL" "SANTAL" 30 Товарные знаки 457 Рис. 14.3 Все они построены по схеме babbab. Сама их конструкция или произношение делают использование слова «CELTAL» в качестве нового знака нежелательным. Кроме слов, построенных по однотипной схеме, можпо привести в пример другие более короткие или длинные слова, также отли чающиеся высокой степенью сходства: «SETAL», «ZETAL», «DE- CALTAL», «TRICETAL». 458 Таблица 14.2 Предпочтение, отдаваемое первой букве: Частота использования Б у к в а Частота использования Буква 8 7 5 4 Ни разу не встретились С D N, М, Р, S В F J, К, Q ,R, Т, W, Z 3 2 1 V G, L H, X Предпочтение, отдаваемое второй букве: Частота использования Буква Частота исп ользования Буква 14 12 11 Е О I 10 5 2 А и V Предпочтение, отдаваемое третьей букве: Частота использования Буква Частота использования Буква 13 9 8 7 5 Ни разу не встретились L R N Р S D, F, Н, J, К, Q, W, X, Z 4 3 2 1 М Т С В, V, G Предпочтение, отдаваемое четвертой букве: Частота использования Буква Частота использования Буква 9 Т 4 В 8 R 3 L. Р 6 М. V 2 F 5 S, D 1 С, W, Z Ни разу не в с т р е т и л и с ь G, Н, J, К, N, Q, X Предпочтение, отдаваемое пятой букве: Частота использования Буква Ч а с т о т а использования Буква 14 А 9 Е, I 12 О 5 U, Y 30* Предпочтительное использование букв в 54 товарных знаках изделий фармацевтической промышленности, построенных по схеме Продолжение Предпочтение, отдаваемое шестой букве Частота использования Б у к в а Частота использования Буква 13 L, X 4 С 9 N 3 R, S 7 Т 1 D, К Н и р а з у н е в с т р е т и л и с ь В, F, G, Н, J, М, Р, Q, V, W, Z Чаще всего по каждой из позиций в слове встречались: 1-я буква с, 15% в, 13% 2-я буква Е, 26% О, 22% 3-я буква L, 24% R, 17% 4-я буква т, 17% в, 15% 5-я буква А, 26% О, 23% 6-я буква L, 26% N, 12% 6-я буква X, 26% Слово «DORROX» мы в товарных знаках не обнаружили, но сло ва «DUROX», «CONROX», «VOROZ» его отчетливо напоминают. Если поменять местами наиболее распространенные буквы, можно получить слова типа «DORTAL», «CORTAL», «DELTAL», «COL- TAL», «CERROL», «CELTOX», «DORRAX», «СОЬТАХ». Учитывая то, что они построены по наиболее часто встречающимся схемам конструкции, легко было предположить, что эти слова уже исполь зовались. Анализ международных регистрационных документов по казал, что существуют знаки, весьма схожие с ними: "DORTAL"—"HORTAL" "CERROL"—"SEROL" "CORTAL"—"COPTAL" "SOROL" "DELTAL"—"DELTAL" "CURROL" "DORRAX"—"ORAX" "CELTOX"—"CELTOX" "COLT АХ"—"SOLTAX" "BELTOX" "COLTAL"—"COPTAL" "SEPTOX" "DECALTAL" "SULTOX" Проведенный анализ показал, что выводы теории вполне приме нимы на практике, хотя и были сделаны на основе ограниченного статистического материала. Если же, напротив, в новых товарных знаках предполагалось ис пользовать буквы, которые редко встречаются в существующих зна ках, выбирать бы пришлось из следующих букв: Встречаются очень редко Не встречаются вообще 1-я буква V, G, L, Н, X J, К, Q, R, Т, W, 7 2-я буква U, Y — 3-я буква Т, С, В, V, G D, F, J, К, Q, W, X, Z 4-я буква L, Р, F, С, W, Z Т, G, Н, J, К, N, Q, X 5-я буква U, Y — 6-я буква R, S, D, К В, F, G, Н, J, М, Р, Q, V, W, Z 460 Из подобного набора букв можно составить слова типа «VUL- TUR», «GUCPYS, «LYBFUD», «JUDTYB» или «QYKKUM». Можно допустить, что эти слова имели бы хорошие шансы на регистрацию. При изучении международных регистрационных документов мы не выявили знаков, явно их напоминающих. Впрочем, очевидно и то, что подобные слова не отвечают фонетическим и лингвистическим требованиям одной из четырех рассматриваемых стран и их исполь зование потребовало бы проявления большой смелости. Во избежа ние риска следовало бы на 2-м и 5-м местах использовать распрост раненные гласные. В этом случае слова стали бы более благозвуч ными, хотя несколько возросло бы их сходство с другими. Можно создать, например, такие слова, как «LECFOR», «КЕККАМ», «VAT- LOS», «HITNOF, «GITNOF», КШРАК», «KADKOM», «JEWGOB», «ZAZZOZ», «WIKKEM». ЭВМ с соответствующей программой без труда составит список всех существующих вариантов, с тем чтобы можно было осущест влять выбор из наиболее подходящих слов. Возможно, конечно, и дальнейшее совершенствование методов анализа. А с учетом того, что мало используемые буквы можно комбинировать с более рас пространенными, предварительные результаты внушают большие надежды. Этап 4. Анализ частотных схем буквосочетаний Здесь возможны различные виды анализа: начальных и конеч ных букв, первых двух букв, наиболее употребимых сочетаний, со четаний одних гласных и т. д. Такому анализу подверглись 1500 товарных знаков изделий фармацевтической промышленности. Чаще всего встречались сле дующие сочетания букв: IN — 273 раза, AN — 197 раз, OL — 189 раз, A L — 185 раз, ON — 169 раз и EN — 164 раза. Наиболее распрост раненными комбинациями гласных букв с буквой «N» (в % ко все му количеству таких комбинаций — 873) представляются: IN — 31,2; AN — 22,5; ON — 19,3 и EN — 18,7. Самыми распространенными комбинациями гласных букв с буквой «L» являются: OL — 23,6% и AL — 23,1% общего числа (799) комбинаций. Во многих схемах конструкции, например babbabab, babbab и т. п., встречаются сочетания двух согласных. Особенно распростра нены сочетания: TR — 96 раз; ST — 91 раз; NT —88 раз; P R — 75 раз; RM — 49 раз и RT — 47 раз. Если ограничить анализ 54 зна ками, состоящими из шести букв и построенными по схеме babbab, то наиболее распространенными окажутся сочетания согласных RM (в четырех словах), LV и LT (каждое в трех словах), MB, NS, PS, NT, ND, LD (каждое в двух словах). Прочие сочетания встречают ся не чаще одного раза. Иначе обстоит дело с товарными знаками, построенными по дру гим конструкционным схемам. Анализ 90 товарных знаков, создан ных по схеме babbabab, из той же группы 1500 знаков изделий фармацевтической промышленности, зарегистрированных во Фран ции, ФРГ и Великобритании, показал, что наиболее распространен ными сочетаниями согласных в них являются: 46» Окончательный выбор. Само собой разумеется, что среди корот ких слов схожие слова встречаются чаще, чем среди длинных. Тео ретически можно создать 17 5 76 ( 26 3 ) слов, состоящих из трех букв. Но поскольку «слова» типа «ААА», «XYZ», «BLZ» нельзя считать реально произносимыми, количество слов, насчитывающих три бук вы, оказывается значительно меньшим. Если при схеме конструк ции ЬаЬ мы сочтем приемлемыми «слова» типа «ХАХ», максималь ное число возможных вариантов составит 2400 (6Х20 2 ). То же число вариантов мы получим при использовании схем abb или bba, а формула aba даст 720 слов. Разумеется, это не более чем теорети ческие расчеты, поскольку, хотя «слова» типа «YQY» или «ITW» в отдельных случаях, вероятно, и могли быть использованы, обычно все же рекомендуется вводить некоторые ограничения в райках каждой конструкционной схемы. Предположим, что производитель решил остановиться на конст рукционной схеме bab, хотя все предложенные варианты этого типа оказались неприемлемыми. В качестве первых букв, видимо, не сле дует использовать Q и X, а в качестве последних — Н, J, Q, V, W, Z. Если считать, что все шесть гласных можно брать в качестве вто рой буквы, число возможных вариантов составит 1404. Но даже в этом ограниченном по сравнению с первоначальным перечне долж ны оказаться слова, которые допустимо использовать в качестве но вых товарных знаков. Примерный перечень возможных слов, по строенных по этой схеме, дан в Приложении 3. Гласные I, U и Y встречаются во всех позициях намного реже, в частности как вторая буква в схеме babbab. Поэтому в первую очередь следует проанализировать 702 слова, содержащих данные гласные. Аналогичным образом с помощью ЭВМ были созданы слова по схемам abb и bba. Они приводятся в Приложениях 4 ж 5. Во всех случаях шесть гласных так или иначе сочетались с различными па рами согласных. ЭВМ позволяет подготовить списки слов, состав ленных по любой схеме. При этом необходимо вводить определенные ограничения. Ведь, например, с помощью четырех букв можно со здать 456 976 слов, пяти букв — 11881376 слов, а восьми — 208827 064 576 (!) слов. Разумеется, нет никакой необходимости печатать перечни вариантов такой астрономической длины. Тща тельный отбор предпочтительных схем конструкции, букв или букво сочетаний на первых трех этапах анализа позволяет сократить пере чень до размеров, с которыми уже можно работать.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Структурный анализ» з дисципліни «Товарні знаки: створення, психологія, сприйняття»