В качестве индикаторов серьезности проблем, стоящих перед торговыми фирмами, отметим следующие. — Темпы роста объема продаж резко замедлились, вплоть до наступления стагнации, особенно в секторе продуктов питания. Доля крупных фирм в розничной торговле больше не растет. — Рост торговых площадей и рост числа магазинов самообслуживания привел к их избыточности. — Ценовая конкуренция становится все более острой, особенно среди марочных пищевых продуктов, товаров длительного пользования и текстильных товаров. — Почти во всех развитых странах наблюдается высокий уровень концентрации крупных торговых фирм. В табл. 11.5 приводятся доли рынка для 5 и 10 ведущих фирм на рынке продуктов питания в Европе. Таблица 11.5. Концентрация торговли пищевыми продуктами в Европе. Источник: Nielsen (1990). Страна Доля рынка для 5 ведущих торговых фирм, % Доля рынка для 10 ведущих торговых фирм, % Бельгия 52 68 Испания 19 22 Франция 42 65 Италия 29 43 Голландия 59 79 Норвегия 10 15 Португалия 15 18 ФРГ 27 33 Великобритания 53 66 Швейцария 82 91
Эти наблюдения приводят к мысли, что крупные магазины становятся все более «стандартизованными». Эту эволюцию объясняют следующие факторы. — Развитие политики марок изготовителей уменьшило роль выбора торговой точки в сознании потребителя. Успех торговой точки стал определяться главным образом наличием самых популярных марок. — Рост числа все менее различимых марок и принятие изготовителями практики интенсивного сбыта способствовали уменьшению дифференциации торговых точек, поскольку повсюду предлагались те же самые марки. — Это способствовало успеху торговцев со скидкой, строивших свою стратегию на продаже по пониженным ценам и при минимальном обслуживании. — Послепродажное обслуживание, ответственность за которое раньше брали на себя в основном розничные торговцы, теперь все чаще обеспечивают сами изготовители, особенно в секторах товаров длительного пользования. — Сокращение индивидуализированных услуг по причинам их низкой производительности привело к тому, что потребители самостоятельно решают проблему услуг (de Maricourt, 1988). Эти факторы делают выбор места покупки тривиальным и приводят к модификации поведения покупателей.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Изменения в торговле» з дисципліни «Стратегічний маркетинг»