Олигополия - это ситуация, когда число конкурентов мало или несколько фирм доминируют на рынке, создавая сильную взаимозависимость. На подобных рынках с высокой концентрацией каждая фирма хорошо знакома с действующими силами и маневры любого конкурента ощущаются остальными фирмами. Результат стратегического маневра сильно зависит от того, будут ли на него реагировать конкуренты. Сила реактивной позиции измеряется эластичностью реакции, которая рассматривается на врезке 8.1. · Интенсивность реакции фирмы на действие соперника количественно может быть описана с помощью понятия эластичности реакции. · Обозначив индексом i фирму, которая предприняла действие, а индексом r реагирующую фирму, получим функцию типа Мr,t = f (Mi,t), где М обозначает некоторую переменную маркетинга. а t - время. Такая функция предполагает мгновенную реакцию, что более типично для действий, связанных с ценами. чем для других переменных, требующих большего времени для подстройки: технической адаптации для качества, преодоления инерции сбыта, подготовки рекламной кампании... Поэтому в общем случае имеем следующую функцию: Mr,t = f (Mi,t-k) . Эластичность реакции определяется следующим образом: Er,t = % изменения Мr / % изменения Мi . · Значения эластичности реакции интерпретируются таким образом: — эластичность, близкая к 0, соответствует отсутствию реакции конкурента: линии поведения независимы; — эластичность в пределах от 0, 20 до 0, 80 свидетельствует о частичной адаптации; — эластичность в пределах от 0, 80 до 1, 00 выявляет почти полную настройку: — эластичность более 1 отражает эскалацию. или отпор. конкурентов. Стратегии реагирования могут быть весьма сложными и реализовываться с применением другой маркетинговой переменной (прямая или непрямая реакция) или нескольких переменных (реакция простая или сложная). Врезка 8.1. Понятие эластичности реакции. Источник: Lambin J.J. et Peeters R.. (1977). Взаимозависимость между конкурентами тем сильнее. чем менее дифференцированы их товары. Такую недифференцированную олигополию можно противопоставить дифференцированной олигополии, когда товары имеют в глазах покупателя важные отличительные свойства. Ситуация олигополии чаще всего встречается на рынках товара в стадии их зрелости, когда первичный спрос является нерасширяемым.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Олигополия» з дисципліни «Стратегічний маркетинг»