Стадия ЖЦС является самым важным показателем расходов семьи и домохозяйства. В конце 1990-х гг. многие промышленно развитые страны, включая североамериканские, наслаждались экономическим ростом и процветанием. На первый взгляд, уровень потребительских расходов в этот период должен был стремительно вырасти — в особенности потому, что увеличилось число домохозяйств и достигли пика расходы «беби-бумеров». Но анализ с точки зрения домохозяйства показал умеренность осуществлявшихся расходов, несмотря на понижение уровня безработицы и повышение уровня заработной платы. Фактически только в последние несколько лет уровень расходов среднего американского домохозяйства сравнялся с уровнем 1987 г. В 1997 г. среднее домохозяйство выделяло на приобретение продуктов питания сумму денег, на 13% меньшую чем в 1987 г., на покупки крупной бытовой техники — на 25% меньше, на одежду — на 15%.30 Между 1997 и 2002 г. расходы среднего домохозяйства повысились на 5% и составили
572
Часть 4. Влияния внешней среды на поведение потребителей
$40 677 с поправкой на инфляцию, что представляет собой гораздо меньший показатель по сравнению с 11 %-ным ростом дохода домохозяйства, отмеченным за этот период. Вопреки распространенному заблуждению, американцы — как отдельные потребители, так и домохозяйства — осмотрительно тратят деньги. Американцы старшего поколения получили уроки бережливости во время Депрессии. Представители поколения демографического взрыва научены опытом рецессии начала 1990-х гг., и последовавший за рецессией бурный рост экономики не смог убедить их «жить не по средствам». Цессия 2001 г. и медленное восстановление обеспеченности рабочими местами укрепили экономический консерватизм большинства домашних хозяйств, что нанесло вред балансу многих 31 компаний, поставляющих товары и услуги ненервой необходимости. Старение представителей поколения демографического взрыва и резкое повышение издержек на поддержание здоровья в будущем еще сильнее стеснит бюджет таких домашних хозяйств, и рыночным субъектам придется перестраиваться соответствующим образом. В табл. 12.2 показано, как изменились за последнее десятилетие расходы домохозяйств по основным категориям. Изучив эти цифры, подумайте, как изменения расходов обусловлены демографическими факторами и факторами, связанными с образом жизни и особенностями семьи. В основном потребители перенесли свои расходы с «товаров» на «услуги», самый большой подъем наблюдается в сферах страхования здоровья, фармацевтических услуг и персональных услуг (многие из которых связаны со здоровьем). Америка стоит перед кризисом в сфере медицинских расходов, и если ничего не изменится, то это может стоить обществу в 2014 г. $3,6 трлн, что составит приблизительно 19% всей экономики страны (в настоящее время — 15,4%).32 Одна из категорий «товаров», средние расходы на которую повысились, — это автомобили, но в основном это связано с приобретением хороших подержанных автомобилей (многие из которых приобретаются через eBay), что, очевидно, указывает на то, какую стратегию используют потребители, чтобы как-то скомпенсировать повышение расходов на услуги.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Расходы семьи и домохозяйства» з дисципліни «Поведінка споживачів»