Каждый вид делового стратегического альянса имеет собственную модель координации и контроля взаимосвязей и информационного обмена между участниками, обусловленную спецификой сферы деятель-кости, целей сотрудничества, срока действия, обеспеченности ресурсами и стоимости. Наибольшую эффективность дает модель многоуровневого принятия решений, предусматривающая регулярные встречи топ-менеджеров, членов советов директоров, координационных комитетов, оперативных комитетов и комитетов по отдельным проектам. Для эффекгивного управления альянсами рекомендуется дифференциация стиля управления, адаптация его к каждому альянсу, согласование интересов участников, четкое распределение полномочий и ответственности персонала, организация и контроль достоверности информационных потоков внутри альянса с целью устранения эффекта «испорченного телефона», принятие эффективных мер для контроля за результатами, в том числе и финансовыми, работы альянса. Организационная структура координации и контроля за деятельностью альянса в современный период, когда каждая фирма имеет не один десяток альянсов, трансформируется от жестко централизованной системы, когда все функции управления находятся в руках небольшой, высококомпетентной команды специалистов, прекрасно владеющих навыками ведения сложных переговоров, подготовки многосторонних контрактов и рамочных соглашений, проведения широкомасштабных финансовых расчетов, к широкой и разветвленной децентрализованной системе с передачей полномочий специализированным группам координации, основанной на раздельном руководстве отделъньгми проектами и направлениями с использованием новейшей техники, систем связи, высокой компетенции и профессионализме более широкого круга сотрудников, - * Важнейшей составляющей деятельности альянса является оценка эффективности его работы, хотя это и представляет собой весьма
601
Глава 25 Стратегия «айкидо» и стратегические альянсы
сложную задачу Для ее решения координационные подразделения определяют сбалансированную систему оценок, включающую количественные (финансовые и экономические) и качественные показатели, При этом осуществляется строгий учет дополнительных выгод, которые получает каждая из участвующих в альянсе сторон Стратегические альянсы в международном бизнесе бывают различных типов (рис 25 4) Альянсы р международно» оШцСсс
По функциям ■ Инмс-шцжжныс ■ Финансовые ■ Произяодст венные L— 8-ТОМ ЧИСЛС по унификации стандартов Научно технические Сбытоьыс Комплексные, комбинированные
По отраслям Автом об ил естрои- тсльные Авиаперевозок По разработке сырьевых мсто-рожденнй итд
По количеству участвующих сгорои Е Двусторонние Многосторонние
По времени и продолжительности деиствил t Временные Постоянные | краткосрочные (до 2 лет) . среднесрочные (от 2 до 5 лет) , долгосрочные (свыше 5 лет)
Рнс 25 4 Классификация альянсов в международном бизнесе Приведем наиболее типичные примеры образования и функционирования стратегических альянсов в международной практике В се- -редине 90-х гг. компания Nestle вывела на рынок новую марку чая со льдом Nestea, которая предназначалась для продажи на автозаправках, в киосках, школах, и поскольку она не имела достаточного опыта, то приняла решение о сотрудничестве в форме альянса для продвижения нового товара с компанией Coca-Cola, своим конкурентом на рынке прохладительных напитков. Компания Nes:le воспользовалась расширенной сбытовой инфраструктурой, (широкими каналами распределения в сфере розничной торговли) компании Coca-Cola и в результате успешно организовала продажи чая новой марки Nestea Другой пример: с 1988 г. после слияния автомобилестроительных концернов Daimler-Beriz и Crysler автомобильные мировые гиганты активно начали поиски партнеров, в том числе и за рубежом, с целью coaffamwr альянсов на временной и постоянной основе Целью явля-
4 Основные виды стратегических альянсов 605 лось стремление перекроить устоявшиеся доли мирового автомобильного рынка и решить проблемы снижения объемов продаж Есть примеры стратегических альянсов финансового характера, связанных с передачей (продажей) акций одной компании другой, которые вплотную подходят к форме слияний и поглощений Так, японская автомобилестроительная индустрия в 90-е гг переживала серьезные трудности, и после пика продаж, пришедшегося на 1990 г, когда они составили 7,78 млн машин, в Японии наблюдалось падение спроса на автомобили, что усугубилось увеличением налога на потребление, и к 1999 г. уровень объема продаж снизился до 5,86 млн автомобилей Это обстоятельство привело к объединению Toyota Jidosha с Daihatsu Jidosha, Hmo Jidosha и Yamaha Jidosha В них компания Toyota Jidosha имеет 51,2%, 33,8% и 5,4% акций соответственно Зто объединение создало дополнительные конкурентные преимущества участвующим компаниям не только на внутреннем, но и на мировом рынке Основной конкурент Toyota Jidosha — Nissan Jidosha в 1999 г. нашел партнера для организации альянса за рубежом французскую компанию Renault, и кооперация с нею охватывает сферу производства, продаж и разработок автомобилей В 1999 г начал формироваться альянс Mitsubishi Jidosha со скандинавской компанией — продуцентом грузовиков Volvo (предложение последней было 5%), но по ряду причин данный проект оказался несостоятельным Mitsubishi Jidosha предпочла переориентироваться на Daimler-Chrysler (предложение 34%). Mazda Jidosha в развитие сложившихся ранее связей с Ford в 1996 г передала американской стороне 33,4% своих акций Isuzu Jidosha и Suzuki Jidosha в качестве партнера по альянсу выбрали компанию General Motors (GM), которая увеличила свою долю в Isuzu Jidosha до 49% в 1998 г. и в Suzuki Jidosha до 20% в 2000 г Также о вступлении в данный альянс с GM заявила Fuji Jukogyo (Subaru), которая получила от американской стороны инвестиции в размере 21 % ее капитала Таким образом, семь из восьми основных автомобильных компаний Японии вступили в финансовые и другие отношения сотрудничества с иностранными, в основном американскими, фирмами Среди японских автомобилестроительных компаний только Honda Jidosha формально имеет полную финансовую независимость от американских, европейских и японских конкурентов, хотя она уже длительное время сотрудничаете GM по поставкам моторов и обмену новейшими технологиями Формирование транснациональных автомобилестроительных компаний и создание альянсов не означает развитие форм сотрудничества исключительно в финансовой сфере Такие объединения позволяют об-
506 Глава 25 Стратегии «айкидо» и стратегические альянсы легчить перевод производственных мощностей в зарубежные страны, в частности в США и Западную Европу, и иностранные участники альянсов также имеют возможность использовать автозаводы Японии при экспортных операциях в третьи страны. Важное направление такого сотрудничества — формирование глобальных сетей комплектующих деталей и запчастей к автомобилям. Сети поставщиков универсальных деталей сформировались вначале в Западной Европе и США, а в настоящее время, используя партнерские «цепочки», начинают охватывать японский рынок. К такого рода объединениям относятся альянсы компаний Robert Bosch и Zexel (в настоящее время Bosch Automotive Systems), Johnson Controls и Ikeda Corporation (в настоящее время Johnson Controls Automotive Systems Corporations), Valeo и UNISIA JECS Corporations/ Ichikoh Industries Участники автомобильных альянсов используют одну и ту же колесную базу (или платформу) для своих моделей. Так, компактные модели Ford Escape и Mazda Tribute, а также Nissan March и Renault Clio смонтированы на одинаковых и совместно выпускаемых платформах. Унификация отдельных комплектующих увеличивает массовость их производства и соответственно снижает себестоимость одной детали. В качестве примера стратегического альянса в международном маркетинге можно назвать образованный в 1996 г. деловой альянс авиакомпаний American Airlines и British Airways. Стратегические альянсы часто бывают связаны с научно-технической сферой и в основном охватывают компании развитых стран (табл 25.1) Таблица 25 I Международное научно-техническое сотрудничество » области ключевых технологий
Страны — участники альянсов Стратегические альянсы Соглашения о передаче технологии США, страны Западной Европы, Япония• Вышеперечисленные с новыми индустриальнымистранамиВышвпере-числонные с развивающимися странами 73,553,623,4 61,452,4 38,5 Стратегические альянсы в сфере научно-технических работ отличаются следующими особенностями: • участники одинаковы по масштабам и положению; * участники зашглодот разные ниши на, рынке, но базируются на общей нэучдагтехнической основе;
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные виды стратегических альянсов» з дисципліни «Міжнародний маркетинг»