Массовый характер экономических явлений и процессов. Закономерности процессов не обнаруживаются на основании небольшого числа наблюдений. Необходимо проведение массовых наблюдений. Динамичность экономических процессов, заключающаяся в изменении параметров и структуры экономических систем под влиянием среды (внешних факторов). Случайность, неопределенность в развитии экономических явлений. Экономические явления и процессы носят в основном вероятностный характер, и дня их изучения необходимо применение экономи-
310 Глава 12. Эконометрические методы в международном маркетинге ко-математических моделей на базе теории вероятностей, хаоса и математической статистики. Невозможность изолировать протекающие п экономических системах яиления и процессы от окружающей среды с тем» чтобы наблюдать и исследовать их в чистом виде. Активная реакция на появляющиеся новые факторы, способность социально-экономических систем к активным, не всегда предсказуемым действиям в зависимости от отношения системы к этим факторам, способам и методам их воздействия, Итак, международный маркетинг, как и любой другой вид маркетинга, соответствует всем вышеуказанным признакам и является представительным видом социально-экономической системы, что объективно доказывает возможность и эффективность использования экономико-математического моделирования — основного метода исследования систем в кибернетике. Метод моделирования — способ описания знаковыми математическими средствами социально-экономических систем, способ теоретического и практического действия, направленного на разработку и использование моделей. Модель — образ реального объекта, процесса в материальной или идеальной форме, отражающий существенные свойства моделируемого объекта (процесса) и замещающий его в ходе исследования и управления. Эконометринеская модель — образ социально-экономической системы, описанный знаковыми математическими средствами, отражающий ее существенные свойства и замещающий ее в ходе исследования и управления. Метод моделирования основан на принципе аналогии, т.е. возможности изучения реального объекта не непосредственно, а через рассмотрение подобного ему и более доступного объекта, его модели. Метод моделирования основан также на принципе адекватности, т.е. на соответствии модели моделируемому объекту или процессу. Причем важно добиваться не просто адекватности, а адекватности по тем свойствам, которые считаются существенными для исследования. Проверка адекватности — весьма серьезная проблема, тем более что ее осложняет трудность измерения экономических величин. Экономико-математическое моделирование способно решать сле-. дующие практические задачи: • анализ экономических о&ьектов и процессов; • эконометрическое прогнозирование, предвидение развития экономических процессов, планирование; • разработка управленческих решений на всех уровнях хозяйственной деятельности. Однако аналогия и адекватность — в какой-то мерс условные понятия, поскольку полного соответствия модели реальному объекту нет. Поэтому нельзя полагать, что данные, полученные в результате экономико-математического моделирования, могут использоваться непосредственно как готовые управленческие решения, они — консультирующие средства. Принятие управленческого решения остается за человеком — менеджером, маркетологом.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Свойства социально-экономической системы» з дисципліни «Міжнародний маркетинг»