Современное развитие мировой экономию! в значительной степени отличают процессы глобализации, которые реализуются прежде всего в активизации деятельности крупнейших транснациональных компаний в таких сферах, как международная торговля, валютный и финансовый мировые рынки, международная производственная деятельность, международный правовой режим, международные информационные технологии, а также в области деловой культуры Наиболее ярко прослеживаются интеграционные процессы в мировой экономике на примере стран Европейского союза. Основные факторы, стимулирующие этот процесс, приведены ниже. Основные факторы развития процесса глобализации мировой экономики Экономические; • усиление конкуренции в масштабах мирового рынка • концентрация и централизация капитала • приобретения: слияния и поглощения • рост крупных глобальных компаний, ТНК и финансово-промышленных групп • поиск путей снижения затрат и повышения доходности бизнеса. Эффект масштаба • оптимизация управленческих и организационных систем • либерализация и дерегулирование рынков товаров и капиталов • усиление экономической взаимозависимости стран • обострение глобальных проблем человечества
L Глобализация мировой экономики
59
Научно-технические: • разработка новых систем связи и новых материалов • глобализация информационных сетей и средств связи • новые сверхбыстрые транспортные системы Политические:
• тенденции к транспарентности государственных границ • активизация политического диалога и контактов между странами, проведение международных встреч и конференций • усиление политической взаимозависимости стран Правовые: • Европейский акт, принятый на Конференции европейских сообществ в Люксембурге в 1985 г (вступил в силу в 1987 г.), провозгласивший четыре свободы в международном движении; товаров, людей, услуг и капиталов • решения Конференции ГАТТ в Пунта дель Эсте 1986 г., начавшей уругвайский раунд переговоров о снижении тарифов и других ограничений в международной торговле
• создание Всемирной торговой организации (ВТО) Социально-культурные. • снижение роли национальных традиций, обычаев ■ возрастание роли человеческого фактора, стандартизация вкусов, ожиданий и предпочтений потребителей • развитие культурного и человеческого обмена • усиление процессов взаимопроникновения национальных культур • развитие учебных и научных контактов • развитие туризма Важнейшим звеном в характеристике глобализации мировой экономики, как и глобализации отдельной страны или отдельной компании, являются соответствующие количественные и качественные показатели развития данного процесса. К количественным показателям определения степени глобализации мировой экономики относятся: • объем и темпы роста международного производства товаров и услуг в сопоставлении с объемом и темпами роста всего мирового валового продукта; • объем и динамика роста прямых иностранных инвестиций в сопоставлении с аналогичными показателями по совокупным прямым инвестициям (внутренним и международным); • объем и динамика международной централизации капитала, слияний и поглощений; • объем и динамика крупных международных инвестиционных проектов;
60 Глава 2. Глобальный и мультинационалышй маркетинг • объем Й динамика международной торговли товарами и услугами; • объем и динамика международной торговли патентами, лицензиями, ноу-хау; • объем и динамика международными банковскими операциями; • объем и динамика международных операций на мировом фондовом рынке; • объем и динамика операций на мировом валютном рынке; • объем и динамика движения трудовых и людских ресурсов; • число глобальных компаний; • число глобальных брендов. Качественные показатели определения степени глобализации мировой экономики включают: • лояльность потребителей к глобальным торговым маркам; • интернационализацию образа и стиля жизни; • интернационализацию и стандартизацию запросов и предпочтений потребителей.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Глобализация мировой экономики» з дисципліни «Міжнародний маркетинг»