Существует связь не только между ценами и спросом, но и между самими ценами на товары. Иногда проявляется в форме вытеснения одного товара другим под воздейст- вием ценового фактора. В определенных условиях изменение цены перестает влиять на спрос данного товара. Но взамен этого (часто чтобы компенсировать рост затрат) изменя- ется спрос на какой-то другой, третий товар. Реакция изменения цены одного товара в ре- зультате воздействия на спрос другого товара (или других товаров) носит название пере- крестной эластичности . Существуют различные методы ее расчета и анализа. Простейший способ расчета коэффициента перекрестной эластичности спроса со- стоит в определении процентного отношения изменения объема продаж (спроса) одного товара к процентному изменению цены другого товара: , 100):( 100):( 01 01 ,× × = pp qq Эji
где Эi , j — коэффициент перекрестной эластичности спроса; qi 1 — продажа товара « i » в текущем периоде; qi0 — продажа товара « i » в базисном периоде;
pj1 — цена товара « j » в текущем периоде; pj0 — цена товара « j » в базисном периоде.
Пример: В прошлом месяце было поставлено торгующим организациям области колготок на 750 тыс. руб., а в текущем месяце — на 1200 тыс. руб. Темп роста составил — 1,6. Одновременно были снижены цены на некоторые виды чулок (эластик): с 50 руб. за пару до 45 руб., т.е. на 10%, что, по-видимому, привело к повышению спроса на чулки. Отсюда коэффициент перекрестной эластичности равен: ,78,1 9,0 6,1 ,== jiЭ
т.е. в результате снижения цен на чулки (эластик) на 1% спрос на них вырос на 1,78%.
Коэффициент перекрестной эластичности часто исчисляется как отношение про- центного изменения количества проданного i -го товара (спроса) к процентному измене- нию цены j -го товара: который исчисляется по следующей формуле: j i j i jip q p q Э :, ∆ ∆ = где Эi, j — коэффициент перекрестной эластичности спроса; ∆ qi — прирост спроса на товар «i»; ∆ рj — прирост цены на товар «j»; qi — спрос на товар «i»; pj — цена товара « j ».
Коэффициент перекрестной эластичности спроса — мера реакции спроса на один товар к изменению цены на другой
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ РЕАКЦИИ РЫНКА НА ФОРМИРОВАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ
178 Коэффициент перекрестной эластичности может принимать как положительное, так и отрицательное значение, что имеет определенный экономический смысл. Когда ко- эффициент перекрестной эластичности больше единицы, т.е. в условиях повышения цены на данный товар ( i ) увеличивается спрос на другой товар ( j ), это означает, что спрос на- ходится в прямой зависимости от цены этого другого товара ( j ). Такая ситуация харак- терна для взаимозаменяемых товаров. Причем, чем выше коэффициент перекрестной эла- стичности со знаком «+», тем больше степень взаимозаменяемости товара. Этот коэффи- циент дает возможность оценить или прогнозировать перемещение спроса с одного брэн- да на другой брэнд. В том случае, когда коэффициент перекрестной эластичности меньше единицы, то рост цены на товар « j » вызывает снижение цены товара « i ». Такой тип спроса характерен для взаимозаменяемых товаров, причем степень взаимозаменяемости связан со значением коэффициента: чем больше коэффициент эластичности со знаком «минус», тем больше взаимозаменяемость товаров. Если же коэффициент перекрестной эластичности равен или близок к нулю, то це- ны на товары не связаны друг с другом и не влияют друг на друга.
Рис. 5.19. Варианты перекрестной эластичности
Рассмотрим пример: В базисном периоде было продано одного вида фруктов на 8000 руб., в текущем периоде — 5000 руб., т.е. на 3000 руб. меньше. Это стало реакцией на рост цены картофеля. Его цена выросла с 10 руб./кг. до 30 руб./кг., т.е. повысилась на 20 руб./кг. ,5,2001,0:0025,0 10 10000 : 20 8000 ,=−= − = jiЭ
т.е. коэффициент перекрестной эластичности показал, что при увеличении цены базового товара на 1% спрос на фрукты упал на 2,5%. В данном случае обнаружилась взаимозаме- няемость товара.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Коэффициент перекрестной эластичности» з дисципліни «Маркетингове дослідження: інформація, аналіз, прогноз»