Дзига Вертов был первым документалистом, который еще в 20-х годах решительно восстал против утвердившегося в раннем кинематографе понимания съемочного аппарата как обыкновенного фиксатора действительности и монтажа как простой склейки кадров. Средствами документального кино он сумел поставить столь сложные проблемы, что его фильмы опередили эпоху, оказав воздействие на все развитие мировой кинодокументалистики. Его фильмы и статьи эпатировали коллег и зрителей. Если отбросить весь левый политический экстремизм, свойственный всем экспериментаторам того революционного времени, то вертовская теория "киноглаза" явилась новаторским принципом образного изучения мира глазами документалиста. Это был способ кинематографической системы речи, в которой не слова, а их сочетание создавали форму. "Киноглаз ",- писал Вертов, - это документальная кинорасшифрор-вка видимого, а также и невидимого человеческим глазом мира ". "Монтировать - значит организовывать кинокадры в киновещь, "писать " снятыми кадрами, а не подбирать куски к сценам и надписям ". В процессе монтажа Вертов выделял три периода. Первый - это учет всех данных, имеющих прямое или косвенное отношение к заданной теме. Второй период - это съемочный план как результат отбора и сортировки наблюдений человеческого глаза. Третий период- это цифровой расчет монтажных группировок. Соединение (сложение, вычитание, умножение, деление и вынесение за скобки) однородных кусков. Как конечный результат всех этих действий - зрительное уравнение, киноформула. Это такое соотношение кусков киноленты, которое выражает режиссерскую мысль. Сочленение двух и более кадров между собой Вертов именовал "меэ/сдукадровым сдвигом ", "интервалом ". Он возникал из использования разных приемов, главными из которых он считал: 1) соотношение планов (крупный, общий и т.п.); 2) соотношение ракурсов; 3) соотношение внутрикадровых движений; 4) соотношение светотеней; 5) соотношение съемочных скоростей. В современных терминах все эти "соотношения" входят в понятие "внутрикадровый монтаж". Монтаж - это сильнейшее композиционное средство воплощения сюжета. Имевший место в истории спор между Вертовым и Эйзенштейном -это больше спор не о сути явления, а о приоритете. Тем более что каждый из них под словом "монтаж" подразумевал разное. Как и знаменитый французский режиссер Жан Люк Годар, выступавший в Париже 60-х от имени "Группы Дзиги Вертова". Но их спор -движение вперед. Вертов - первый документалист, всерьез думавший и писавший о кинорекламе. Он даже сделал попытку обозначить ее жанры: "реклама-трюк", "реклама-шарж", "реклама-экспромт", "комическая реклама", "реклама-детектив". Ему же принадлежат заметки о способах демонстрации рекламы, ее расположении в городской среде, использовании транспорта, монтажных вариациях рекламируемого товара. "Хорошая реклама-это такая реклама, которая выводит зрителя из состояния равнодушия и только в напряженном, беспокойном состоянии подносит ему рекламируемую вещь. Все может быть растрезвонено кинотрюком, расхохоченно кинокомической, перестроено киношаржем, растревожено кинодетективом Речь идет о том, что при помощи различных видов монтажа создается жанрово-эмоциональная окраска: комедийная, репортажная, информационная, интеллектуальная.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «"КИНОГЛАЗ" ДЗИГИ ВЕРТОВА И РЕКЛАМА» з дисципліни «Технології реклами та PR»