Начнем с цитаты. Влиятельный американский журнал "Нью-Йоркер" как-то опубликовал на своих страницах обширный материал, посвященный политике и СМИ, где были следующие строки: "Реальная власть перешла к тем, кто владеет искусством монтажа, кто правильно понимает мысль Эйзенштейна: соединение одного кадра с другим, их состыковка создает новую реальность ". Для начала выделим из этого текста две смысловые доминанты: монтаж и Эйзенштейн. Именно в них, по существу, и заключен фокус темы. Слово "монтаж"- одно их самых многозначных в системе культуры. По библейской версии, можно с полным основанием утверждать, что это явление лежало в основе сотворения мира господом Богом. Ибо достаточно вспомнить, что, согласно первой книге Моисеевой Бытие, все первые шесть дней творения наполнены глагольными формами: "отделил ", "увидел", "создал", "поставил", "сотворил". Все эти понятия имеют безусловное отношение к французскому слову "montage" - сборка. Оно пронизывает самые различные сферы человеческой деятельности, а потому и имеет несколько взаимосвязанных значений: . Творческий и технологический процесс сочленения отдельно взятых частей. 2. Средство выразительности, создающее элементы образности в литера-1 туре и искусстве, СМИ. 3. Система выразительных средств, способная менять не только гео-" метрик» и оптику нашего восприятия окружающего мира, но и метафорическую и метафизическую ориентацию в нем. Власть монтажа в нашей жизни настолько абсолютна, что чаще всего мы не замечаем ее. Как не замечаем основной монтажный инструмент-глаз. Ведь мы воспринимаем мир монтажно, выделяя в нем то, на что мы настроены. Монтаж - это явление, неизбежно встречающееся, когда мы имеем дело с сопоставлением минимум двух факторов, изображений предметов, знаков, событий. Естественно, что у наблюдателя этого процесса возникает определенный вывод. Монтаж - общий родовой признак искусства. В основе художественного творчества лежит образ, который всегда создается монтажно, целенаправленным сочетанием выразительных элементов, создающих новое качество, которым они не обладают, взятые порознь. Монтаж как композиционный прием, основанный на "стыковке" различных фрагментов, действует в структуре всего комплекса литературы, искусства и СМИ. Герой чеховского рассказа "Писатель" - автор рекламных текстов. Их заказчик, чайный купец Ершаков, зовет его Гейпим, нарочно смешивая (монтируя) слова "гений" и "Гейне " (Генрих Гейне - немецкий поэт и публицист XIX века). Здесь прочитывается ряд символических смысловых рядов. Во-первых, слово "Гейне" знак того, что купец не чужд европейской цивилизации. Во-вторых, в слове "гений" явственно читается купеческая ирония по отношению к литературному труду. Ведь говорит же он: "Какой труд! Писанья не съешь, не выпьешь... плевое дело! И рубля не стоит". Рассказ же завершается иронической фразой автора: "Ершаков закурил гавайку, и в его комнате еще сильнее запахло культурным человеком ". Здесь иронический образ "культурного человека" монтируется соединением семантики фраз "закурилгавану''и "запахлокультурным".Социокультурная символика слова "гавана" здесь возрастает по крутой экспоненте. В этой семантической стройке участвует ассоциативная доминанта, именно то качество, которое Леви-Строс назвал "доминирующей чертой мышления" ориентационных восприятий мира. В рекламе и паблик рилеишнз как части массовой культуры ассоциативная доминанта является одним из основных конструктов влияния на массы потребителей. Еще в 20-е годы С. Эйзенштейн, В. Шкловский высказывали гипотезы о монтаже как о имманентном (внутренне присущем) качестве искусства, проистекающем из его природы. В своих статьях они показали, что монтажный принцип есть родовое свойство художественного мышления. Идеальные образы монтажного мышления С. Эйзенштейн находил в "Медном всаднике" и "Полтаве" Пушкина, в "Воскресенье" Толстого, "Мадам Бовари" Флобера. Одним из первых исследователей монтажа стал советский кинорежиссер Лев Кулешов. Его классический эксперимент в 20-х годах получил название "эффект Кулешова". Суть его заключалась в следующем. На монтажном столе к крупному плану известного актера Ивана Мозжухина подклеивался план детского гроба. При просмотре этого фрагмента на экране, на лице Мозжухина читалось страдание. Затем план с детским гробом изымали, чтобы заменить его на изображение тарелки с пищей, - и на том же крупном плане лица актера согласно мнению независимых зрителей читались признаки аппетита. Этот эксперимент дал повод сделать заключение о том, что изменение суммарного смысла кинематографической фразы зависит от столкновения различных контекстов. Монтажные приемы и стили всегда есть выражение индивидуальности творца. Их классификация и типология в кино и литературе - наименее разработанная область теории. Но безусловно то, что монтажные приемы 10. КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ являют собой могучий арсенал не только электронных, но и печатных СМИ. И конечно же, в прямом и опосредованном виде они активно | используются в рекламе и акциях паблик рилейшнз. В работе профессора А.Чумикова "Креативные технологии паблик I рилейшнз" под монтажом предлагается понимать "выбор из большого количества фото-видео-аудиоматериалов таких, которые выставляли бы некоторый объект в невыгодном или, напротив, выгодном ракурсах". Это один из наиболее распространенных манипулятивных приемов при пропагандисткой обработке информационных массивов, создании информационных поводов и j формировании стереотипов общественного мнения в ПР. Одним из бесспорных мастеров политической контррекламы являет-1 ся Александр Невзоров. Начав свою телевизионную карьеру с ведущего | передачи "600 секунд" в -Ksmpefiction (стилевом монтажном гибриде до-1 кументального криминального репортажа, триллера-ужастика и дина-" мичного зрелищного боевика), он вполне логично и успешно перешел в политику. В его передачах "Дни", "Дикое поле" монтажные концепции и метафоры играют решающую роль. Он умело пользуется элементами политической символики, например золотым орлом на красном фоне в заставке "Дикого поля". Недаром многие из его передач тотчас получали i широкий общественный резонанс. Так, в августе 1999 года снятый им репортаж о предвыборной акции Союза правых сил тотчас вызвал острейшую реакцию. Б.Немцов назвал это "свинством". Более мудрая И.Хакамада комментировала так - "это значит, что нас боятся", а Н.Сванидзе на РТВ брезгливо и профессионально сощурился - "хочется помыть руки". А в основе всей этой бури было искусство монтажа, умение снять и преподнести событие в нужном ракурсе. Для этого Невзоров умело пользуется всей палитрой съемочных и монтажных приемов. Его репортаж об остановке движения на одной из веток метро вызвал восхищенную реакцию профессионалов: "Что значит талант. Без единого слова лжи снять конец света в освещенном городе ". Снимая интервью с политологом Кур-гиняном на Красной площади, Невзоров создает полное ощущение оперативной скрытой съемки. Этот же прием он использовал во время своей беседы с Жириновским в зале заседаний Думы. Для этого используются трансфокаторы, искусственные и реальные технические помехи, умелый монтаж планов, создающий ощущение тайного действа. Особенно возросла роль монтажа в эпоху "видеократии" - когда превалирует мир зрительных мотивов, киберспейса. Культовые произведения экрана активно использовались в политических ТВ-передачах "Время", "Зеркало", "Итоги" во время предвыборной кампании 1999 года. Особенно любимым материалом для монтажных сопоставлений является телеверсия "12 стульев" (эпизоды сеанса одновременной игры в шахматы, собрание "Меча и орала" и т.д.). -i
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВЛАСТЬ ОТ СТОЛКНОВЕНИЯ СМЫСЛОВ» з дисципліни «Технології реклами та PR»