Известно, что Гитлер и Сталин очень активно выстраивали имидж своих режимов. Особенно при помощи искусства. Для этого в каждой из областей у них были свои чрезвычайные и полномочные имиджмейкеры. В архитектуре ими стали у Гитлера - Альберт Шпеер, у Сталина -Борис Иофан. Специфика имиджмейкерской деятельности обоих нашла блистательное выражение в названии одного из выставочных проектов 90-х - "Тирания прекрасного".
Первая очная дуэль этих двух ведущих архитекторов-имиджмейкеров тоталитаризма состоялась на всемирной выставке в Париже в 1937 году. Справа и слева от Эйфелевой башни располагались два павильона - Германии и СССР. Альберт Шпеер построил 55-метровую башню с орлом на верхушке. Борис Иофан возвел башенный фасад павильона и установил на нем скульптурную группу В.Мухиной "Колхозник и колхозница", хорошо известную ныне как эмблема киностудии "Мосфильм". Сталин был раздосадован, когда узнал, что павильон Шпеера оказался на несколько метров выше. Это даже привело к временной опале Иофана. Но вся эта конфронтация была лишь внешней. Внутреннее тождество советской и нацистской культур в 30^0-е годы не подлежит сомнению и являет собой отдельную масштабную тему. Любопытен факт, вырастающий почти до символа, что два самых главных проекта Шпеера и Иофана остались лишь на бумаге. В Москве это Дворец Советов на месте разрушенного Храма Хри- ста Спасителя. Высота его должна была составлять 415 метров плюс стометровая фигура Ленина. В Берлине это Народный Дом, купол которого должен был в семь раз превышать купол собора св. Петра в Риме. Гитлер как-то обронил в одном интервью: "Я решил стать архитектором Третьего рейха". Чуть позже он развил эту тему: "Если бы Германия не проиграла Первую мировую войну, я стал бы не политиком, а архитектором, великим, как Микелапджело ". Оба сооружения были запланированы как главные места для проведения политических литургий и своеобразные центры тоталитарной коммуникации. Не случайно и вертикальное устремление культовых сооружений эпохи тоталитаризма, которые на своем пространственном языке утверждали комплекс необходимых власти понятий. Вертикализация -это взгляд снизу вверх. О.Мандельштам в уже цитированном стихотворении "Notre Dame" очень точно характеризует эмоционально-психологические составляющие вертикальной стилистики: "и всюду царь - отвес ". В книге "Культура Два" В.Паперный приводит случай, который имел место при строительстве высотного здания на Смоленской (здание МИД России). - А где шпиль?- спросил Сталин. И шпиль был спроектирован и изготовлен в считанные дни. Человек, занимавший высшую ступень в иерархии страны, оказался чрезвычайно бдительным к пространственному выражению символов власти. Вертикаль тоталитаризма выражалась в широком спектре проявлений: от авангардных проектов типа Летатлин до авиационной пропаганды с ее культом "сталинских соколов", которым было доверено во время парадов в Тушино и на Красной площади писать в небе слово "Сталин". В этом контексте совершенно другим смыслом наполняются слова из веселой песни тех лет: "Мне сверху видно все, ты так и знай". Подобные тоталитарные вертикали и их модели в определенном виде существуют и в современных западных странах. Естественно, что они тщательно замаскированы демократическим декором.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИМИДЖМЕЙКЕРЫ РЕЖИМОВ» з дисципліни «Технології реклами та PR»