Наиболее важными составляющими потенциала фирмы являются ее экономическое и финансовое состояние. Основными показателями экономического потенциала фирмы являются: • производственный и сбытовой масштаб, • активы, • доходы, • расходы, • показатели эффективности работы. В зависимости от мощности фирмы, величины и «геогра фии» ее рынков производственный и сбытовой масштаб мож но оценить такими показателями, как: • доля фирмы в общем объеме национального производства основного (для фирмы) товара; • доля фирмы в общем объеме экспорта основного товара. По мере освоения мирового рынка можно будет говорить и о таком показателе, как место в мировом производстве по вышеназванному товару. Активы фирмы характеризуют следующие показатели: • величина и структура основных фондов (здания, сооруже ния, машины и оборудование); • объем произведенной продукции и предполагаемый объем сбыта. Для определения потенциала фирмы по объему сбы та обязательной является его оценка по предполагаемому объему первичных продаж, прогнозирование объема за мещающих и повторных продаж. На величину этих пока зателей в значительной степени влияет категория товара: однократно приобретаемые, редко приобретаемые и при обретаемые регулярно; • состояние инфраструктуры фирмы (связь, информацион ная система, транспорт, склады, демонстрационные залы (площади) и т.п.). Доходы фирмы можно оценить показателями: • чистая прибыль; • увеличение долгосрочной и краткосрочной кредиторской задолженности; • поступление от эмиссии акций (для акционерных фирм).
Величина и структура расходов фирмы, показывающих основные стратегические направления ее деятельности, оце нивается показателями: • расходы на маркетинг (изучение рынка, формирование «товарного портфеля» фирмы, реклама и т.п.); • расходы на НИОКР, направленные на создание новых то варов; • расходы на внедрение новых товаров на рынке и на освое ние новых рынков; • организационные расходы; • расходы на капиталовложения; • расходы на погашение задолженностей; • расходы на эмиссию акций; • расходы на выплаты по акциям дивидендов и т.д. Обобщающими показателями экономического потенциа ла фирмы являются показатели эффективности ее работы: • выполнение плана по прибыли; • оценка общей стоимости продаж; • капиталовооруженность труда; • отношение издержек производства к стоимости продаж. Наиболее важными из них являются оценки выполнения плана по прибыли: • отношение прибыли к объему продаж (с поправкой на инфляцию); • отношение прибыли к собственным и долгосрочным заем ным средствам; • отношение прибыли к активам; • отношение прибыли к капиталовложениям. Оценка общей стоимости продаж производится их отно шением (сопоставлением): • к оборотным средствам (определяется коэффициент обо рачиваемости оборотных средств); • к основным производственным фондам; • к стоимости материально-производственных запасов. Капиталовооруженность труда определяется показате лями: • отношение объема продаж к общему числу занятых; • отношение балансовой стоимости основных производ ственных фондов к общему числу занятых.
Наиболее актуальным в оценке финансово-экономическо го положения фирмы является определение ее финансового потенциала, в частности зависимость фирмы от внешних ис точников финансирования. Политика фирмы в этом направ лении деятельности определяется по доле заемных средств. Для этого в общем объеме имущества фирмы выделяют: 1) собственные средства фирмы; 2) заемные средства, в том числе: • долгосрочные займы и кредиты; • краткосрочные займы и кредиты; • кредиторскую задолженность; • прочие заемные и приравненные к ним средства (фон ды потребления, доходы будущих периодов и прочие краткосрочные пассивы). В настоящее время важнейшей является оценка кредитор ской задолженности, которая проводится по следующим на правлениям: • поставщикам и подрядчикам; • на оплату труда; • платежи в бюджет; • платежи по социальному страхованию и обеспечению; • авансы полученные; • прочие кредиторы. В общем случае тенденция к росту заемных средств опас на для фирмы, т.к. превышение показателя доли заемных средств критической величины может привести к банкротству. Однако если заемные средства используются более эффектив но и приносят большую и быструю прибыль, чем оплата про центов по займам и кредитам, то такое финансовое положе ние может быть оценено как активное и успешное. Оценка ликвидности средств фирмы как характеристика ее платежеспособности проводится с помощью следующих показателей. Коэффициент абсолютной ликвидности (норматив 0,2-0,5) денежные средства и краткосрочные финансовые вложения _ _ _ __ краткосрочные обязательства
денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и средства в расчетах ~ " краткосрочные обязательства
денежные средства, финансовые вложения, средства в расчетах Р оборотные средства и м а т е и а л ь н ы е
краткосрочные обязательства денежные средства, финансовые вложения, средства в расчетах и материальные оборотные средства краткосрочные и долгосрочные обязательства
платежеспособности
=
Основная проблема большинства российских фирм в на стоящее время — нехватка наличных средств по причине про ведения большого количества бартерных операций и общего кризиса неплатежей. В данной ситуации необходимо прини мать меры по управлению дебиторской задолженностью, оп тимизировать величину и структуру материальных оборотных средств. По мере необходимости возможно привлечение кре дитных ресурсов, в том числе и краткосрочных. Кроме платежеспособности необходимо оценить и финан совую устойчивость фирмы. Для этой цели используют ряд коэффициентов. Коэффициент автономии фирмы (норматив > = 0,5)
собственные средства ^ ^ общий итог баланса
Уменьшение данного коэффициента ниже нормативного значения говорит о большой вероятности банкротства фирмы в ближайшее время. Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности (норматив < = 1). заемные средства = собственные средства
Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств
заемные средства иммобилизовнные средства ^
Увеличение данного показателя положительно сказывает ся на повышении ликвидности фирмы. Коэффициент имущества производственного назначения (норматив > = 0,5) стоимость основных средств, капиталовложений, оборудования, производственных запасов и незавершенного производства =
общий итог баланса
Финансовый анализ включает также изучение структуры и динамики фирмы. В современных условиях из этого комп лекса наиболее важны вопросы управления оборотными сред ствами, т.к. от их правильного и эффективного использования зависит конкурентоспособность фирмы, ее платежеспособ ность, ликвидность активов. Основные показатели оборачива емости: 1) выручка от реализации (без НДС); 2) средняя величина активов за период; 3) оборачиваемость активов (1:2); ;
4) продолжительность оборота активов
период (дни) — оборачиваемость активов ;
5) себестоимость реализованной продукции; 6) средняя величина запасов за период; 7) оборачиваемость запасов (5:6); 8) продолжительность оборота запасов период (дни) ~ I оборачиваемость запасов
9) средние остатки готовой продукции на складе; 10) оборачиваемость запаса готовой продукции (5:9); 11) продолжительность хранения ™™™ "х ^п.х^т.тхтх т
готовой продукции
период (дни) " ' < оборачиваемость запаса готовой продукции =
12) средняя дебиторская задолженность за период; 13) оборачиваемость дебиторской задолженности (1:12); 14) период погашения дебиторской задолженности — период (дни) оборачиваемость дебиторской задолженности
Заключительный этап анализа оборачиваемости средств в расчетах — оценка соответствия условий получения отсрочки платежа (кредита) и предоставления отсрочки платежа (креди та). Кроме показателя «период погашения дебиторской задолжен ности» для данного анализа используются следующие оценки: длительность нахождения средств в авансах поставщикам средняя величина авансов поставщикам х период (дни) поступление производ ственных + запасов на условиях предоплаты сумма авансов, выданных в конце периода сумма авансов, выданных в начале периода
период оборота кредиторской задолженности
средняя величина кредиторской задолженности х период (дни) выручка от реализации (без НДС)
длительность нахождения средств в авансах покупателям
средняя величина авансов покупателям х период (дни) сумма отгруженной продукции в счет полученных авансов сумма авансов на начало периода сумма авансов на конец периода
Ви переглядаєте статтю (реферат): «АНАНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»