Для реализации всех функций маркетинга и координации выполняемых при этом работ на фирме создаются организаци онные структуры (группы, отделы, службы, управления и т.д.), состав которых определяется уровнем маркетинговой деятель ности фирмы. Эти структуры являются объединяющим центром между всеми видами деятельности фирмы и ее работниками, между внутренней и внешней окружающей средой фирмы. Организационная структура функционирующей (проек тируемой) службы маркетинга зависит от большого числа фак торов, наиболее значимыми из которых являются следующие:
тип фирмы; вид стратегии, которой придерживается фирма; уровень существующего (проектируемого) разделения труда в службе; тип департаментизации основных функций и работ; наличие и развитость технологических и функциональных свя зей со смежными подразделениями фирмы; наличие связей с внешней средой; существующие нормы управления и контро лируемости; уровень, занимаемый в иерархии управления . Создание службы маркетинга на действующей фирме со стоит в перераспределении функций управления и встраивании новой службы в существующую (или проектируемую) органи зационную структуру фирмы. Основные требования к создава емой вновь организационной структуре: минимальное количе ство звеньев; возможность развития маркетинговой деятельно сти фирмы; содействие фирме в лучшем удовлетворении нужд и потребностей существующих и потенциальных потребителей; адаптация производимых товаров к требованиям рынка; содей ствие росту объема продаж и снижению себестоимости. При этом необходимо помнить, что какой-то универсальной, стан дартной организационной структуры службы маркетинга никог да не будет создано. Но можно выделить основные факторы, от которых зависит эта структура. Ими являются: • функции, которые возлагаются на службу маркетинга; • товары (услуги), которые предлагаются рынку; • рынки, на которые с помощью маркетинга продвигаются товары; • потребители, для которых производятся товары; • регионы, на которых размещены рынки или потребители. Каждая фирма создает службу маркетинга для достиже ния конкретных маркетинговых целей (выявление неудовлет воренного спроса — поиск «открытых окон», поиск новых ры ночных сегментов и занятие своих ниш, географическое рас ширение рынка, увеличение прибыли и т. д.). Рассмотрим наиболее типичные организационные струк туры службы маркетинга. Функциональная структура (рис. 3.16) формируется на базе возложенных на службу функций, она отличается простотой и является базой для других видов организационных структур. Дан ная структура эффективна, если производственная и сбытовая деятельность фирмы постоянна и однообразна, она приемлема для фирм, у которых количество товаров и рынков невелико.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Виды организационных структур служб маркетинга» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»