Современная экономика характеризуется непрерывным взаимодействием трех основных экономических субъектов: по требителя, производителя и государства. Каждый из названных участников хозяйственных процессов имеет определенные цели, в соответствии с которыми и строит свою деятельность. Так, потребители стремятся достичь наивысшей удовлетворен ности своих нужд и запросов с минимальными затратами, про изводители — извлечь максимальную прибыль из своей хозяй ственной деятельности, а роль государства заключается преж де всего в обеспечении экономического благополучия правяще го класса, и если это государство демократическое («власть на рода»), то — в обеспечении благополучия общества в целом. Вы полнение же субъектами экономики несвойственных им функ ций приводит к кризисным процессам в хозяйстве, социальным и политическим потрясениям в обществе. Характерные для отечественной экономики начала 90-х годов негативные тенденции — естественное следствие подоб ных деформаций и подмены ролей в советский период ее раз вития. Потребитель как экономический партнер игнорировал ся, и производитель, и государство повсеместно нарушали его суверенитет и право выбора. С другой стороны, производитель также не имел свободы в определении характера и границ сво ей деятельности. По существу, единственным полноправным субъектом хозяйствования выступало государство, взявшее на себя необычайно широкий круг полномочий. В частности, го сударство пыталось определить производственные программы предприятий, уровни заработной платы и цен, объемы капи тальных вложений и т.п. И государство оказалось неспособным должным образом достичь ни одной из стратегических целей: экологическое равновесие, образовательный уровень, научное лидерство, социальное благополучие и др. Причины этого дос таточно разнообразны. Между тем наиболее рационально и эф фективно эти задачи решает рынок, обеспечивая активное вза имодействие потребителей и производителей. Но, по мнению автора, рынок, особенно в переходный период, должен в зна чительной степени регулироваться государством.
Однако реализуемая в России реформа экономики, сутью которой явилась «молниеносная» приватизация, проведенная в интересах руководителей предприятий, чрезмерная откры тость экономических границ (после почти абсолютной их зак рытости), огромная инфляция и т.п. привели к еще большему ухудшению общей экономической ситуации в России. Одной из причин этого ухудшения явилась полная незащищенность российских производителей от агрессивной атаки мирового рынка. При открытии экономической границы необходимо было более тщательно учесть соотношения национального и мирового рынка по показателям качества и себестоимости про дукции, условиям ее производства и уровню применяемых тех нологий, наконец, нужно было учесть и специфику переход ного периода от централизованной к рыночной экономике. С одной стороны, снятие протекционистских барьеров, свободное развитие мирохозяйственных связей оказывает по ложительное влияние на повышение эффективности нацио нальных экономик, позволяя специализироваться отдельным странам на выпуске продукции с наименьшими издержками, что в свою очередь способствует наиболее эффективному ис пользованию ресурсов каждой из стран. С другой стороны, российской промышленности требует ся в настоящее время существенная структурная перестройка, для которой необходимо довольно длительное время. И в этих условиях российский производитель проигрывает зарубежным конкурентам. Это обстоятельство, в свою очередь, диктует не обходимость соответствующей защиты российских товаропро изводителей с помощью государственного протекционизма. Отказ от протекционизма возможен и необходим при достиже нии примерно равных «стартовых» условий с зарубежными кон курентами: сначала в отдельных отраслях народного хозяйства, а затем уже всего народнохозяйственного комплекса. Таким образом, вопрос о роли государства в период пере хода к рынку является одним из главных, и в первую очередь в формировании правовых основ проводимой реформы. Российский опыт первых лет рыночной реформы показал, что принимаемые предприятиями решения являются далеки ми от оптимальных. Причин этому много. Во-первых, это отсутствие у многих предприятий квалифи цированных сотрудников, умеющих оценить реально имеющи-
еся альтернативы развития и перестройки производства. В ре зультате предприятия берутся за выполнение проектов без их надлежащей проработки, что чаще всего ведет к понижению ранее достигнутого технического и технологического уровня, что приводит и к сомнительным экономическим результатам. Во-вторых, в условиях возрастающей инфляции предпри ятия вынуждены браться за проекты, которые обеспечивают быструю окупаемость вложенных средств, что требуется все в большей мере для пополнения оборотных средств. Тем самым прибыль из источника расширенного воспроизводства превра щается в источник простого воспроизводства. Это, в свою оче редь, приводит к консервации старой экономической структу ры, к старению основных фондов. В-третьих, проявляется негативное влияние явления «от ложенного спроса», когда потребители в силу тяжелого эко номического положения отказываются от приобретения необ ходимой продукции на неопределенное время, в силу чего про изводители этой продукции вынуждены сворачивать производ ство, уходить на рынки возрастающей конъюнктуры, что в кон це концов приводит к сокращению общих объемов основного производства, появлению неудовлетворенного спроса, к рос ту цен и новому витку инфляции. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что на начальном этапе перехода к рынку, в условиях высокой инфляции и неустойчивого финансового положения многих предприятий, попытки предприятий самостоятельно решить задачи перестройки производства исходя из колеблющейся конъюнктуры во многих случаях приносят не столько пользу, сколько вред народнохозяйственному комплексу в целом. В силу этого на начальном этапе становления рыночных отношений крайне необходимо сильное регулирующее воздей ствие государства на процессы структурной перестройки про изводства, что в первую очередь означает регулирование со отношения структуры спроса и предложения. Роль государства в рыночной экономике многогранна, но не всеобъемлюща. Существует целый набор косвенных ры чагов воздействия государства на цены, спрос и предложение. Это и бюджетно-налоговая политика, и кредитная политика, и экспортно-импортное регулирование (политика разумного
протекционизма), и государственные заказы, и организация государством собственного производства (по принципу казен ных заводов), и, наконец, эффективная политика национали зации и приватизации. Конечно же, в этих условиях вся тя жесть принятия решения ложится непосредственно на поку пателя и производителя. Они вольны выбирать любую форму экономического поведения в рамках действующего хозяй ственного права. Для успешной работы в этих условиях огромное значение имеют знания и умения воздействия на рыночную ситуацию и приспособления к ней . Таким образом, переход России к ры ночной экономике требует глубокого изучения теории и твор ческого использования опыта, накопленного промышленно развитыми странами, и изложенных в системе законов, пра вил и взглядов под общим названием «маркетинг». Этимология термина «маркетинг»: «market» по-английски означает «рынок», «ing» — указывает на активную деятель ность, a «marketing» можно перевести как «рыночная функ ция», «действие на рынке», «деятельность в условиях рынка», или «рыночная деятельность». О значении этой системы для развития бизнеса можно су дить по оценкам американских экспертов, которые считают, что 77% коммерческих неудач приходится на маркетинговые факторы и только 23% определяются техническим несовершен ством изделий . Наша страна делает лишь первые шаги на пути к созда нию полноценного рынка. Переход от централизованного уп равления к более либеральной модели хозяйственного меха низма у нас сопровождается неразберихой, разрывом старых хозяйственных связей при отсутствии новых. В этих условиях существенно возрастает необходимость освоения всеми эко номическими субъектами основных принципов маркетинга, что значительно облегчит им вхождение в рынок. Маркетингу в рыночных условиях отводится роль регуля тора как прямой, так и обратной связи между потреблением и производством. В конечном счете применение маркетинга бу дет способствовать достижению основной социальной задачи нашей экономики — удовлетворению потребностей отдельных членов общества при благосостоянии общества в целом.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РЫНОЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ» з дисципліни «Маркетинг: основи і маркетинг інформації»