Внешние факторы, воздействующие на операционную стратегию
При анализе внешних факторов удобно воспользоваться их классификацией, принятой в стратегическом менеджменте. Сле- дует выделить следующие группы факторов (рис. 53): •• экономические; •• политические; Рис. 53. Состав внешних факторов, воздействующих на операционную стратегию 155 •• юридические; •• рыночные; •• конкуренции; •• технологические. При разработке операционной составляющей стратегии важно отметить, что значимость каждой из групп факторов одинакова (рис. 54). Экономические факторы позволяют оценить текущее состояние экономики региона, страны или мировую обстановку в зависимо- сти от спектра деятельность компании. Важно рассмотреть воз- можные направления развития экономики, а также конкретные экономические показатели, такие как инфляция (или дефляция), процентные ставки, налоговые взносы, тарифная политика и пр. Политические факторы могут влиять на развитие операционной системы организации в том случае, если они связаны с экономи- ческими интересами политических групп, находящихся у власти. В большинстве развитых демократических стран влияние этих факторов на операционную стратегию сильно ограничено. Тем не менее при ее разработке следует учитывать отношение к бизнесу правящих партий, политическую стабильность или нестабильность государства, ведущиеся войны в регионах, на которые направлен бизнес компании, и пр. Юридические факторы чрезвычайно серьезно и комплексно воздействуют на все подсистемы операционной системы, так как определяются действующим законодательством государств, на тер- ритории которых ведется бизнес. Влияют также постановления Правительства РФ, торговые ограничения, вводимые и действу- ющие, судебная практика, патентная политика и пр. Так как в современном бизнесе развит клиентоориентирован- ный подход, зафиксированный в процессном подходе к управле- нию и в системе международных стандартов ИСО 9000, значение Рис. 54. Равноценность внешних факторов, воздействующих на операционную стратегию организации 156 рыночных факторов, воздействующих на операционную страте- гию, трудно переоценить. При ориентации на рынок клиентов важно учитывать состояние рынка поставщиков, определяющих возможности и обязанности компании по отношению к своим потребителям. Поэтому в состав рыночных факторов включаются не только характеристики рынка потребителей, такие как его раз- мер и потенциал его роста, система лояльности по отношению к клиентам и существующие отношения с ними. В составе анализи- руемых факторов следует рассматривать аналогичные характерис- тики рынка поставщиков, а также взаимоотношений с иными кон- трагентами, включенными в сеть поставок и каналы снабжения и сбыта. Так как операционная стратегия поддерживает корпоративную стратегию компании, нацеленную на укрепление конкурентоспо- собности, в состав внешних факторов, воздействующих на опера- ционную функцию, включаются факторы конкуренции. К ним относятся количество и мощность конкурентов, а также характе- ристика основных направлений конкурентных преимуществ (цена, качество, время и пр.). Технологические факторы входят в состав как внутренних (см. рис. 52), так и внешних (см. рис. 53) факторов. Во внутренней сре- де бизнеса технологические факторы характеризуют потенциал компании. Анализ технологических факторов внешней среды по- зволяет отследить тенденции изменения технологий, которые мо- гут представлять как реальные возможности, так и угрозы для ор- ганизации. Технологические изменения могут происходить в това- рах, услугах и в процессах, выполняемых во всех подсистемах операционной системы. Технологические факторы должны вклю- чать текущие технологии, инновации и возможности развития будущих технологий.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Внешние факторы, воздействующие на операционную стратегию» з дисципліни «Операційний менеджмент»