Полученные по мере накопления материала и выявления ос- новных законов и закономерностей управления операциями в про- Рис. 2. Состав обязанностей менеджера по операциям 13 изводственной сфере научные и практические результаты стали применять не только в промышленности, но и в сфере оказания услуг. В бизнес-процессах любой отрасли или сферы деятельности были выделены спектры производства и услуг, итогом чего стало развитие интегрированного подхода к управлению операциями — операционного менеджмента. Основным объектом управления в нем являются операции и процессы. Для определения содержания объекта управления операцион- ного менеджмента следует остановиться на значении терминов «операция», «производство», «бизнес-процесс» и др. Эти термины довольно часто используют в практике управления как взаимоза- меняемые. Однако под производством в основном понимается деятельность по изготовлению материальной продукции. Термин «операция» имеет более широкое толкование (табл. 2). Производство определяют прежде всего как изготовление, вы- работку, создание какой-нибудь продукции, а также работу по непосредственному изготовлению продукции1. В этом определении можно предполагать как материальную, так и нематериальную природу продукции. Таким образом, можно говорить о производстве как о деятельности, связанной с перера- боткой не только какого-либо материального, но и информацион- ного, а также финансового ресурса. Профессиональное содержание термина «производство» более точно будет представлено в главе, 1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1990. — С. 611– 612. Таблица 2 Основные термины операционного менеджмента Термин Значение Производство Изготовление, выработка, создание какой-нибудь продукции, а также работа по непосредственному изготовлению продукции Операции Отдельные действия в ряду других подобных Операционная система Система, использующая материальные, информаци- онные или финансовые ресурсы («вход») для преоб- разования их в результат («выход») в виде продукции или услуги Бизнес-процесс Устойчивая, целенаправленная совокупность взаи- мосвязанных видов деятельности, которая преобра- зует «входы» в «выходы», представляющие ценность для конечного потребителя 14 посвященной сфере производства и услуг в операционном менедж- менте (см. п. 2.1). Операции — это отдельные действия в ряду других подобных1. Исходя из этого определения операции есть неотъемлемый атрибут любого вида человеческой деятельности, которому свойственна организованность. Производство представляет собой совокупность операций. В то же время любые операции перерабатывают тот или иной ресурс в некоторый продукт, т.е. могут рассматриваться как производственная деятельность. Основой операционного менеджмента является управление операционными системами. Операционная система — это система, использующая матери- альные, информационные или финансовые ресурсы («вход») для преобразования их в результат («выход») в виде продукции или услуги. Производственное преобразование может быть связано с преобразованием материалов в процессе промышленного произ- водства, изменением места расположения в процессе транспорти- ровки, обменом при торговой операции, хранением как процессом складского обслуживания, физиологическим преобразованием как результатом медицинского обслуживания, преобразованием ин- формации в процессе услуги телекоммуникации2. Производствен- ное преобразование, таким образом, тесно связано с понятием бизнес-процесса. Бизнес-процесс — это устойчивая, целенаправленная совокуп- ность взаимосвязанных видов деятельности, которая преобразует «входы» в «выходы», представляющие ценность для конечного потребителя3. Как и в производственных системах, бизнес-процесс на входе может иметь материальные, информационные или фи- нансовые ресурсы, а на выходе — некоторый продукт в материаль- ной или нематериальной форме (рис. 3). Все функции, выполняемые в подразделениях организаций, являются операциями, и следовательно, любое направление ме- неджмента связано с операционным менеджментом. 1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1990. — С. 452. 2 Чейз Р. и др. Указ. соч. — С. 20. 3 ISO 9000:2000 Основные положения и словарь. П. 2.4. Процессный под- ход.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Понятия « производство» и «операция»» з дисципліни «Операційний менеджмент»