Понятие и классификация источников земельного права
Источники права представляют собой форму закрепления обще- обязательных правовых норм. Первичным элементом законодательства является нормативный правовой акт, который представляет собой до- кумент, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм. К ним относятся Конституция РФ, законы, кодексы, пре- зидентские указы, постановления правительства, ведомственные акты, конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные постановления и решения местных органов самоуп- равления. Во-первых, для понимания структуры законодательства необхо- димо учитывать ранжирование нормативных актов по двум пересека- ющимся линиям. По одной – законодательство, делится на отрасли по критерию предмета правового регулирования: конституционное, граж- данское, административное, трудовое, жилищное и т.д. Здесь же вы- деляется и земельное законодательство. Подругой – законодательство делится на уровни, т.е. имеется законодательство федеральное, субъек- товФедерации и нормативные акты местных властей. Состав отраслей законодательства на каждом уровне частично определен Конституци- ей РФ, которая в ст. 71 и 72 устанавливает соответственно исчерпыва- ющий перечень предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. Одновременно в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конститу- ции РФ вне пределов исключительного ведения РФ и совместного ве- дения РФ и субъектов РФ субъекты РФ имеют право развивать собственное законодательство, которое может формировать дополни- тельны отрасли. В соответствии сКонституцией РФ земельное законо- дательство относится к совместному ведению, что означает право государственных органов Федерации и субъектов РФ принимать нор- мативные правовые акты по земельным вопросам. Проекты федераль- 1 7 ных законов по предметам совместного ведения также в соответствии с Регламентом Государственной Думы РФ проходят процедуру согла- сования с субъектами РФ. Во-вторых, распространена классификация нормативных актов по юридической силе На законы и подзаконные акты. Таким образом, основную группу источников земельного права образует законодательство, представленное нормативными правовы- ми актами, принятыми на всех уровнях государственной власти, а так- же местными органами самоуправления, регулирующими земельные отношения. Несмотря на такую кажущуюся ясность, выявление источников земельного права остается довольно сложной задачей. Это в первую очередь связано с определением соотношения системы права и систе- мы законодательства. Источниками земельного права являются как земельное законо- дательство, объединяющее нормативные правовые акты, регулирую- щие отношения по использованию и охране земель (ст. 3 ЗК), так и нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законода- тельства. но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями. Соответственно в части положений, регулирующих обществен- ные отношения, объектом которых выступает земля, земельные участ- ки, их части, земельные доли или права на землю, они также являются источниками земельного права, но остаются в системе своих само- стоятельных отраслей законодательства. Вторую группу источников земельного права образуют норматив- ные договоры и соглашения, заключаемые в соответствии с Конститу- цией РФ и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российс- кой Федерации».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Понятие и классификация источников земельного права» з дисципліни «Земельне право»