Общение является динамическим, непрерывно развивающимся процессом установления контактов между индивидами, основанном на применении навыков и умений общаться. Без общения невозможна жизнь человека. Оно необходимо и в быту, и на работе, и в общественных местах, и в личной жизни. В большинстве случаев умение общаться возникает у человека стихийно, начиная с раннего детского возраста. Уже в младенческом возрасте у ребенка появляется потребность в общении со взрослыми, которая связана с удовлетворением его естественных потребностей. Основная форма общения в этом возрасте - это установление контактов со взрослыми посредством звуков, прикосновений, мимики и пантомимики. К концу первого года появляется вербальная форма общения, связанная с усвоением языка и речи. После первого года на развитие общения большое влияние оказывает познавательная деятельность и быстрый рост словарного состава у ребенка. Начиная с трех до пяти лет происходит интенсивное развитие общения детей не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. В результате общения со взрослыми ребенок начинает осваивать предметно-практическую деятельность, а также интенсивно познавать окружающий мир и самого себя. Под руководством взрослых он учится пользоваться предметами домашнего обихода, одеваться, умываться и осуществлять самостоятельное поведение. В тами домашнего обихода, одеваться, умываться и осуществлять самостоятельное поведение. В этом возрасте начинает проявляться интерес к познанию всего, что привлекает внимание ребенка. Столкнувшись с каким-либо новым предметом или явлением он обращается к взрослым с вопросом: “Что это?” Несколько позже наряду с этим вопросом у него возникает желание узнать у взрослых причину появления того или иного явления и он обращается с вопросом: “Почему это происходит?” Параллельно с общением со взрослыми дети начинают общаться со своими сверстниками в процессе совместной игры. Сначала общение в игре сведено к минимуму, так как до трех лет ребенок играет не вместе с другими детьми, а рядом с ними. Играя он общается сначала сам с собой, высказывая суждения в процессе игры: “ Привез кирпичи. Построил домик. Накормил собаку. Уложи л сп ат ь р еб ен ка”. После трех лет появляется потребность в партнерах, так как игра приобретает коллективный и ролевой характер ( дочки - матери, учитель и ученик, доктор и больные и т.п.) Для того, чтобы начать игру и осуществлять её дети должны общаться, взаимодействовать и сотрудничать между собой. Регулируются отношения между участниками игры определенными правилами, которые пред-пис ываю тся с убку льту рой д анно го во зрас та. Детская субкультура возникает на основе общечеловеческой кул ьтур ы , н о яв ляет ся с амос тоят ельно й и авто номн ой. В не й от ражены общечеловеческие социальные ценности: нравственные, политические, экономические, религиозные, эстетические, преломлен ные и пе рера бота нные дет ским созн ание м в соот ветс твии с о пы-том, потребностями и характером деятельности детей определенного возраста. Детская субкультура сохраняется на протяжении многих десятилетий, является интернациональной, в силу общности детской психологии, и создается в результате взаимодействия и творчества детей в игровой деятельности и в процессе познания мира взрослых. Передается дет- тельности и в процессе познания мира взрослых. Передается детская субкультура от старших детей к младшим при совместных играх и межличностном общении в дворовых компаниях, на игровых площадках, на пляжах, в детских учреждениях и т.д. В детской субкультуре зафиксированы правила поведения и общения детей в различных ситуациях. Они предписывает детям быть дружелюбными, общительными, справедливыми, проявлять терп ение и выдержк у , вест и себя в соот ветстви и с пра вилами игры и той ролью, которую они берут на себя. Перед началом игры дети должны распределить роли. Это один из самых важных и сложных моментов, так как неправильное распределение ролей вызывает конфликты между детьми. Чтобы избежать этого применяют считалки, которые дают возможность объективно распределить роли и прав ильно в ыполнять их. Процесс общения в ходе игры также регулируется заранее готовыми формами общения, в которых зафиксировано “ как надо говорить и что надо говорить”. Если в процессе игры возникают конфликты и ссоры, то взаимодействие между детьми зависит от применяемых ими “ дразнилок”, которые дают возможность как можно сильнее уязвить противника и выйти победителем из конфликта. Чаще всего возникшие конфликты между детьми разрешаются мирно. Вмешательство взрослых может лишь прекратить конфликт на время, а потом еще больше усугубить его. В школьном возврате большое влияние на развитие общения меж ду д етьм и и взро слым и ок азыв ает у чебн ая д еяте льно сть, в п ро-цессе которой они становятся субъектами педагогического общения. В этот период дети усваивают навыки устной и письменной речи, учатся правильно говорить и писать. В учебное и во внеучеб-ное время предметом их общения являются, в основном, усвоенные в школе знания и способы их применения при выполнении учебных заданий. Встретив трудности при решении задачи ученик спрашивает своего товарища: “ Решил задачу? А как решал?” В подростковом возрасте, как показывают исследования, основной потребностью школьника является установление контактов со сверстниками, стать равноправным членом группы. Компании подростков собираются в местах, где они чувствуют себя свободными от контроля взрослых: на пустырях, задних дворах, чердаках, заброшенных домах и т.п. Причем, и в этом возрасте на поведение и общение большое влияние оказывает подростковая субкультура , основным содержанием которой является “ кодекс товарищества”, важнейшими требованиями которого являются равенство, верность , честность , от -кры тость, сп равед ливос ть, преда нност ь , в заимн ая по мощь. Поэ тому подростки всегда осуждают измену товарищу, эгоизм и индивидуализм, жадность, зазнайство, стремление командовать, добиваться подчинения силой, хитростью и вероломством. Общение с товарищами имеет самое большое значение в жизни подростка. Общение для подростков является особым видом деятельности, предметом которой является друг, товарищ, а содержанием - установление взаимоотношений с ним. Поиск преданного друга является самым важным делом для подростка. С другом можно поделиться самым сокровенным, доверить тайну, свои мысли, чувства и желания. Самое привлекательное для друзей - это ра зго вор ы , кот оры ми соп ров ожд аю тся вс е з аня тия, п рог улк и и ра з -вле чени я . Х арак тер обще ния в эт ом во зрас те я вляе тся весь ма с во-еобразным. Подростки не любят много говорить. Часто реплики, которыми они обмениваются являются шаблонными и односложными . Наиболее часто употребляемые слова - это : “ классно”, “ клево”, “обалдеть” и т.п. В процессе общения происходит познание подростком своего сверстника и самого себя. Общение с товарищами имеет большое знач ение дл я разви тия лич ности подрост ка, так как он о дает возможность овладеть нормами поведения в процессе общения, характерными для взрослых людей. Умение общаться, как уже отмечалось, в большинстве случаев возникает стихийно. Вместе с тем многие профессии требуют от человека сознательного усвоения приемов и способов общения. В социальной и практической психологии существует специально разработанная техника общения, которая представляет собой систему приемов и способов установления контакта между субъектами с целью обмена информа- цией, необходимой для осуществления совместной
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Развитие межличностного общения» з дисципліни «Загальна психологія»