ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Загальна психологія

Взаимное познание субъектов в процессе общения
Эффективность общения во многом зависит от того насколько полно и разносторонне могут познать друг друга субъекты, общающиеся между собой. В процессе коммуникативного познания у индивидов формируется система представлений и знаний о внешних и внутренних свойствах и качествах партнеров, и их отношений к миру, к людям, к самому себе и о их социальном положении.
Начинается познание с момента установления контакта между людьми, когда они встречаются и непосредственно воспринимают
281

редственно воспринимают один другого. От того, что и как воспринимают люди друг у друга зависит их желание вступать или не вступать в контакт, а также последующее получение информации о личности своего партнера. Причем, первоначальная оценка личности партнера во многом зависит от восприятия внешних особенностей его лица.
Если внешние особенности лица партнера являются непривлекательными, то у его оппонента не возникает желание вступать с ним в контакт, и, наоборот, если он производит благоприятное впечатление, то контакт состоится и может продолжаться определенное время. Дальнейшая оценка личности партнера зависит от поступающей информации о нем в процессе общения, которая или опровергает возникшее предубеждение о негативных сторонах его ли чно ст и и ли под тве рж дае т .
Предубеждение о личности человека может возникнуть заранее, если информация о нем может быть получена до контакта с ним. В таком случае вступая в контакт с человеком субъект ищет подтверждение этой информации во внешних особенностях его ли ца. Та к , нап рим ер, в экс пер им ент ах А.А. Б ода лев а п ока зыв ала сь двум группа м студе нтов фо тограф ия одно го и то го же ч еловека, но одним он характеризовался как видный ученый, а другим - как преступник. После этого предлагалось дать описание личности этого человека. Студенты, которым было оказано, что это видный ученый написали, что он умный, добрый, отзывчивый , а те, которым он был представлен как преступник, утверждали, что это человек жестокий, решительный и коварный.
Предубеждение о психических свойствах человека может быть связано не только с его внешним видом, но и с его манерами, профессией и социальным положением. Под влиянием предубеждения субъект старается избежать контакта с определенными людьми, но есть такие профессии, где установление контактов с людьми определенной категории является их профессиональной обязанностью. Милиционер устанавливает контакт с правонарушителем; следователь - с преступником, учитель - с учеником,
покупателем и т.д. Поэтому представители этих профессий должны развивать способность к установлению контактов с нужными людьми и уметь получать от них необходимую информацию.
Общеизвестно, что установление контактов и их продолжи-тел ьнос ть з авис ит о т то го к ак в ладею т па ртне ры и скус ство м об ще-ния. Обычно, вступающие в контакт люди задают вопросы друг другу и отв ечают на них. Чтобы получить нужный ответ на поставленный вопрос нужно уметь правильно сформулировать его. Вопросы могут быть открытыми, закрытыми и альтернативными. Каждый вопрос предполагает получение определенной информации от партнера.
При закрытых вопросах может быть получена самая общая информация в виде ответов “ да” или “ нет”. При открытых вопросах сообщается развернутая информация, так как обычно вопрос начинается со слов “ почему”, “ зачем”, “ каким образом ” и т .п. Альтернативный вопрос предполагает получение информации различных вариантов. Ставится он , обычно, в развернутом виде. Например: “ Как Вы оказались здесь на этом месте?”, “ Где вы были до этого?”, “ Куда Вы направлялись?” и т.д. Правильно поставленный вопрос должен быть направлен на получение нужной информации, а н е на обв инен ие па ртне ра в чем-то, пуст ь да же с крыт ое.
Как видим, умение получить нужную информацию зависит от того как использует субъект диалогическую форму общения для достижения своих целей. В. И. Слободчиков и Е.И . Исаев различают четыре типа диалогов: фатический, информационный, дискуссионный и исповедальный. Если нужно просто вступить в контакт и су бъ ек то м и вы зв ат ь е го н а ра зг ов ор, то пр им ен яе тс я фа ти че ск ий диалог. Начинается он обычно с ничего не значащей реплики, например: “Какая хорошая погода. Не правда ли?”. Если нужно получить или сообщить какую-либо информацию используется информационный диалог. Начинается он, например, с реплики: “Вы не знаете что произошло вчера ночью в городе?” или “Вы слышали сенсационную новостью?”. Если же нужно, узнать имение собеседника по какому-либо вопросу, убедить его в том, что он заблуждается, то
по какому-либо вопросу, убедить его в том, что он заблуждается, то его партнер применяет дискуссионный тип диалога. В этом случае диалог начинается, например, с реплики: “А Вы уверены, что именно так обстояло дело?” или “Это никем не было доказано!”. Исповедальный диалог возникает между собеседниками, когда они начинают делиться своими сокровенными мыслями, желаниями, чувствами и духовными ценностями. Начинается он, например, с реплики: “Как тяжело думать об этом!” или “А у Вас возникают подобного рода чувства?”.
Диалогическое общение является живым и непринужденным. От одно го т ипа диал ога собе седн ики п ерех одят к д руго му, особ ен-но если общение имеет доверительный характер. Главной целью диалога является стремление его участников добиться взаимного понимания. Взаимопонимание предполагает не только понимание внутреннего мира партнера по общению, но и принятие его мыслей, чувств, ж еланий, ве рований и убеждени й . Для тог о , чтобы партнеры могли понять друг друга они должны сообщать информацию чет ко и ясн о , в нима тель но в оспр инима ть е ё и прав ильн о об раба ты-вать её. В противном случае смысл информации не может быть правильно понят, вследствие чего возникает недопонимание и общение прекращается.
Другим важным моментом, помогающим достигнуть взаимопонимания, является способность идентифицировать себя с другим, поставить себя на место партнера . Идентификация - это сознательное или бессознательное отождествление субъекта с партнером по общению . Учитель иногда не понимает ученика, а ученик - учителя , по тому, чт о о ни н е мо гут ото ждес твит ь с ебя с др угим, т ак к ак о ни являются людьми разного возраста, с разным опытом и с разными свойствами личности .
Большое влияние на взаимопонимание оказывает способность партнеров по общению осознать как они воспринимают друг друга. Проще говоря, каждый из партнеров должен посмотреть на себя глазами другого и понять как он относится к нему: серьезно или несерьезно, доверяет или нет, уважает или не уважает и т.п. Такая
жает и т.п. Такая способность субъекта осознавать как он воспринимается партнером в процессе общения называется в психологии рефлексией.
В процессе общения важную роль во взаимопонимании имеют установки, благодаря которым у партнеров заранее возникает готовность воспринимать и понимать друг друга определенным образом. Наиболее важными из них являются две установки. Одна из них порождает эффект ореола, другая - эффект стереоти-пизации.
Эффе кт орео ла заклю чается в том, что у ч еловека, получи вше-го положительную информацию о ком- то, при встрече с ним возникает благоприятное впечатление о его личности и доброжелательное отношение к нему, хотя это может не соответствовать дей-ствит ельности. Если же была пол учена отр ицательн ая информ ация, то к этому человеку начинает проявляться настороженное отношение и недоверие в процессе общения.
Явле ние ст ереоти пизаци и имее т мест о в то м случ ае, ко гда па рте-ры в процессе общения используют стереотипные представления о людях определенной категории, возникшие на основе бытовых суждений, книг, кинофильмов, радио и т. д. Эти представления могут быть правильными, а могут быть и ошибочными. В первом случае это упрощает процесс общения, а во втором случае приводит к возникновению предубеждения и к нарушению нормального общения между людьми. Стереотипизация происходит от слова “ стереотип”, что значит устойчивый образец поведения индивида, обусловленный его социальными функциями.
Стереотипизация часто порождает субъективное отношение педагога к учащимся в процессе педагогического общения. Не этим ли объясняется тот факт, что некоторые учителя неуспевающим ученикам занижают оценки, тогда как хорошо успевающим - завышают.
Большое влияние на взаимопонимание в процессе общения оказывают психические свойства и познавательные способности общающихся. Более успешно достигают взаимопонимания люди общительные, дружелюбные, отзывчивые, обаятельные, сострадательные, искренние и т.п. Они легко устанавливают контакты в процессе общения и завоевывают доверие у своих
в процессе общения и завоевывают доверие у своих партнеров. Люди скрытные, застенчивые, недоверчивые, эгоистичные, необщительные, подозрительные с трудом вступают в контакт и не сразу проявляют доверие к своим партнерам по общению.
Немаловажное значение для достижения взаимопонимания имеют познавательные способности партнеров по общению. Среди них наиболее важными являются такие сенсорные и интеллектуальные познавательные способности как чувствительность, впечатлительность, восприимчивость, пытливость, наблюдательность, внимательность, критичность, вдумчивость, сообразительность, проницательность и др. Благодаря этим качествам партнеры по общению могут проникнуть в субъективный мир своего собеседника, понять его мысли, чувства и желания, установить с ним дружеские отношения, осуществить совместную деятельность или поведение.
Другим фактором, влияющим на процесс общения, является уровень самосознания и самооценки у партнеров по общению. Установлено, что неадекватная самооценка отрицательно влияет на межличностное общение. При завышенной и заниженной самооценке люди по-разному ведут себя в процессе общения. Лица с завышенной самооценкой ведут себя с партнерами по общению нередко агрессивно, грубо, вызывающе, нетактично и т.п. При заниженной самооценке субъекты ведут себя робко, неуверенно, замолкают во время разговора, стесняются высказывать свое мнение, теряются, конфузятся и замыкаются в себе.
Познание личности в процессе общения является сложным и трудным. Не всегда удается сразу понять человека, определить его положительные и отрицательные качества, выявить его желания, стремления, взгляды и убеждения. Часто информация, полученная в процессе общения, является лишь почвой для размышлений о субъективном мире человека. Наиболее же полное познание личности человека может быть только на основе сопоставления информации, полученной о нем в процессе общения, с наблюдением за его действиями, поведением и поступками.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Взаимное познание субъектов в процессе общения» з дисципліни «Загальна психологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Змінні грошові потоки
Криптографічні методи захисту інформації
ПЛАТІЖНИЙ БАЛАНС ТА ЗОЛОТОВАЛЮТНІ РЕЗЕРВИ В МЕХАНІЗМІ ВАЛЮТНОГО ...
Реки, текущие в гору
Аудит резервного капіталу


Категорія: Загальна психологія | Додав: koljan (18.04.2011)
Переглядів: 1080 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 1
1   [Материал]
теск очень плохо читать, отформатируйте что ли
Ответ: Не читайте "теск" Вас никто не принуждает, обычно говорят спасибо за то, что есть...

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП