Основные понятия: общество, культура, индивид, личность, эндопсихика, экзопсихика, генетическая психология, генотип, фенотип, социализация, устойчивость личности, трансформация личности. Развитие индивида, как и любого живого существа, его поведение и познавательные возможности определяются прежде всего теми генными структурами, которые присущи человеку как биологическому виду. Вопрос о влияния генного снаряжения на физическое и психическое развитие человека является чрезвычайно важным для понимания движущих сил развития его личности. И в прошлом и в настоящее время этой проблеме было посвящено много исследований. Еще в прошлом веке была опубликована к нига Ф. Гальто на “ Нас ледств енность талант а . Ее з аконы и последствия”. В ней автор, на основе изучения родственных связей многих сотен талантливых людей, пришел к выводу, что талант наследуется или по отцовской, или по материнской линии. Начиная с 50-60 г.г. 20 столетия были проведены исследования , направленные на изучение генетической обусловленности пси -хики, поведения и их развития у различных видов живых существ. В с вязи с э тим появ илис ь сп ециа льные раз делы ген етик и : п сихо генетика, генетика поведения и генетика развития. Без всякого сомнени я в чел овеческ ом орга низме вс е его ф унк-ции и их ра звитие прежде всего связаны с гене тически ми факт ора-ми, которые определяют созревание всего организма, в том числе и головного мозга, и в связи с этим предопределяют психическое ра звит ие и по веде ние инд ивид а . Все прирожденные признаки организма, обусловленные ис-клю чител ьно генет ическ им ф актор ом, п олуч или н азван ие г еноти па. Генотип определяет не только прирожденные признаки, но и является фундаментом для развития новых признаков, необходимых для существования организма в усложняющейся среде. Он не определяет автоматически эти признаки. Они появляются по мере созревания организма в процессе активного взаимодействия со ляются по мере созревания организма в процессе активного взаимодействия со средой. Так, одним из генотипических признаков человека является прирожденная способность к членораздельной речи. Но эта способность появляется не сразу, а постепенно по мере созревания речевого аппарата и соответствующих нервных центров при активном общении ребенка со взрослыми. Хотя потребность в общении возникает у детей довольно рано, но ни один ребенок не в состоянии осуществлять речевую деятельность раньше одного года. В то же время известно, что одни дети начинает говорить раньше одного года, а другие - гораздо позже. Это, очевидно, объясняется тем , что в генотипе могут иметь место отклонения, которые способствуют или более раннему, или более позднему появлению прирожденного признака. Генотип, определяя прирожденные признаки в телесной организации человека, является природной основой многих форм поведения и психической деятельности индивида, от генотипа зависит проявление свойств темперамента, протекание простейших психических реакций, а также некоторые особенности познавательной и умственной деятельности. В психологии все психические особенности человека, обусловленные генотипом, имеющие природную основу, входят в структуру “ эндопсихики”. К эндопсихике относят такие психические свойства как впечатлительность, сообразительность, импульсивность, эмоциона льность, выносл ивость, страстн ость, жизнерадо стность, живость, хладнокровие, невозмутимость и др. Как видим, генотип может накладывать отпечаток на все сферы психической деятельности: на сенсорные , интеллектуальные, эмоциональные, волевые и другие свойства личности. Генотип определяет типичные для данного вида существ признаки. Особенно заметным является влияние генотипа на динамику согр евания всех фу нкций о рганиз ма, в т ом числ е и гол овного мозга. Пос кол ьк у в ге но тип е мог ут им еть ме ст о о тк лон ени я как в лу ч -шую, там и в худшую сторону, то уже в детском возрасте это оказывает большое влияние на индивидуальное психическое развитие р еб ен ка. У о дн и х де те й у мс тв е нн ое р а зв ит ие за де рж и ва ет ся, у д ру видуальное психическое развитие ребенка. У одних детей умственное развитие задерживается, у других - идет ускоренным темпом. В связи с этим появляются как умственно отсталые дети, так и одаренные. Благотворное влияние генотипа, в данном случае, рассматривается как дар природы, как прирожденное свойство человека. В дальнейшем это свойство или развивается , или исчезает . Вот почему некоторые люди, являясь вундеркиндами в детстве, затем становятся обыкновенными людьми со средними способностями. Другие развивают свой талант и добиваются выдающихся результатов в творческой деятельности. К сожалению наука не может дать исчерпывающее объяснение этому явлению. С в озра стом, пр и но рмал ьном разв итии чел овек а , р оль гено типа постепенно уменьшается и возрастет влияние среды и приобретенного жизненного опыта. Причем, одни полагают, что ведущую роль в псих ическом развит ии игр ает ген отип, а среда только корректирует наследуемые признаки, другие, что развитие есть резуль-т ат в за и мо де йс т ви я ге н от ип а и с ре ды, т ре ть и п ол аг а ют, чт о р аз ви-тие всех форм поведения и психики обусловлено исключительно в оз де йс т ви ем с р ед ы . В де йс тв и те ль но с ти н и г ен от ип, н и ср е да, отдельно взятые, не обеспечивают нормального развития всех человеческих свойств и качеств. В то же время при отсутствии нормального генотипа, как и при отсутствии человеческой среды, не может происходить нормальное развитие ни физических, ни пси-хич ески х сво йств у ин диви да. Какой же период развития зависит в наибольшей степени от генотипа, а какой от среды? Большинство исследователей склоняются к тому, что генотип целиком и полностью определяет только те признаки, которые необходимы на начальной стадии развития. У че ловека, как отм ечает Р.С. Нем ов, ген отип опр еделяет целиком и полностью созревание организма и становление основных форм поведения и психики только на начальном этапе развития. Та к , в д етс ком во зра сте ге нот ип оп ред еля ет сво йст ва тем пер аме н -та, динамику проявления непроизвольных реакций и некоторые чис то ч елов ечес кие форм ы по веде ния т акие как пла ч , у лыбк а , х ва-тательные движения, манипулирование предметами и др. В дальнейшем заложенные в генотипе признаки представляют собой лишь некоторую возможность для их появления, которая может быть реализована только при наличии благоприятной среды и активного взаимодействия индивида с ней. Известный патопсихолог Равич-Щербо, основываясь на данных современной генетики, полагает, что наследуется не сам признак, а некоторая способность иметь его и что в результате взаимодействия генотипа и среды проявляется фенотипическое выражение этого признака. Вновь сформированные признаки, возникшие на основе взаимодействия генотипа и влияний среды, являющиеся прижизненным образованием, получили название фенотипа. С образованием фенотипа психология в настоящее время связывает психическое развитие человека и приобретение им социальных форм поведения. При наличии нормального генотипа у любого индивида, в том числе и у дикаря, могут быть сформированы такие признаки фенотипа , которые соответствуют той социальной среде , в которой происходит формирование человека как личности. Так, французский ученый этнограф Вилар, путешествуя по Южной Америке, попытался изучить жизнь племени гуайяков, которые избегали контактов со всеми посторонними людьми. Однажды обнаружив у костра группу гуайяков Вилар со своими спутниками приблизился к ним, но те , увидев их, поспешно удалились , забыв в суматохе захватить с с обой сем имес ячну ю де вочк у , к отора я ос тала сь л ежат ь у кост ра. Надеясь, что индейцы вернутся за ней путешественники разбили лаг ерь в эт ом ме сте. Но гуа йяк и бо льш е не по явля лис ь в эти х ме с -тах и все п опытки найти их оказ ались тщетными. Тогда Вилар взял девочку с собой во Францию. Там она воспитывалась в его семье вместе с другими детьми, ничем не отличаясь от них. Получив среднее образование она поступила в университет. Успешно окончив унив ерситет она, к ак и Ви лар, с тала эт нографо м . Ее ж е сопле мен-ники, продолжая жить в примитивной культурной среде, так и остались на низкой стадии умственного развития . Попытки сформировать у детенышей антропоидов фенотипи-ческие признаки, присущие человеку, посредством воспитания их в детской среде, как известно, не увенчались успехом . Так , извес- стно, не увенчались успехом. Так, известный и психолог Ладыгина-Котс в 30-х годах воспитывала своего ребенка и дитя шимпанзе, начиная с первых дней после рождения и до преддошкольного возраста, создавая им абсолютно одинаковые условия существования. В течение первого года почти не было никакого различия между ними: ни в психике, ни в поведении. Зато после первого года ее ребенок стал развиваться как человек, а Парис (так она назвала шимпанзе) - как обезьяна. У ребенка с этого периода стало быстро развиваться предметно-практическое и речевое поведение и на их основе высшая форма психики - сознание, тогда как у Париса психика и поведение по-прежнему имели чисто животный характер. Данный эксперимент был проведен Ладыги-ной-Котс для того, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутое некоторыми психологами того времени положение о том, что “обезьяна это почти человек”. Ответ Ладыгиной-Котс был однозначен: “Обезьяна никак ни человек”. Невозможность сформировать у шимпанзе психику и поведение как у человека объясняется тем , что в генотипе антропоидов закодированы признаки, обеспечивающие существование в при-родн ой сред е , тогд а как у челов ека в г енотипе закоди рованы признаки
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Природные и социальные свойства личности» з дисципліни «Загальна психологія»