Внимание не является самостоятельным познавательным процессом , так как оно само по себе ничего не отражает и как отдель -но взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внима -ние является одним из важнейших компонентов познавательной дея тель ност и че лове ка, так как оно, возн икая на осно ве п озна ва-тельных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется со- гулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания. Внимание - это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано с всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях . Как только человек перестает проявлять внимание к раздражителю или объекту он перестает ясно его видеть или слышать, впечатления и образы становятся неотчетливыми и расплывчатыми. В связи с этим термин “внимание” широко применяется для объяснения результатов учебной деятельности. Высокие результаты объясняют тем, что ученик проявил максимум внимания, низкие - тем, что был невнимателен. Проявление внимания к чему-либо обусловлено как внутренними, та к и внеш ними при чина ми. В к ачес тве внут ренн их п обуж дени й , заставляющих проявить внимание могут быть: потребности, желания, чувства, установки , намерения и т. п. Внешними причинами внимания являются объекты, их свойства и качества, структурные особенности и т . п . Так им о браз ом, вним ание пр едст авля ет с обой осо бое псих и -ческое явление, в котором выраж ается взаимоотношение между человеком и окружающей действительностью. Это взаимоотношение проявляется в виде направленности и сосредоточенности сознания субъекта на объек те. Направленность внимания дает возможность осуществить селективный отбор объектов и включить их в познавательную или в практическую деятельность. При этом осуществляется первичный, самый общий сбор информации о воспринимаемом объекте. Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент. Изучением внимания занимались многие ученые. В связи с тем, что оно представляет собой сложное психическое явление, разные психологи с разных позиций объясняли возникновение и функционирование внимания. Т. Р ибо, нап рим ер, с чи тал, что вн им ани е свя за но с э мо ция ми и движениями человека. Эмоции вызывают внимание и вместе с движениями сосредотачивают и удерживают его на объекте. Д.Н. Узнадзе связывал возникновение и устойчивость внимания с формированием у субъекта установки, побуждающей его проявить определенную деятельность по отношению к объекту, руководствуясь прошлым опытом. Установка может быть связана с ожиданием объекта или с готовностью воспринять его или совершить какое-либо действие, направленное на достижение поставленной цели. П.Я. Гальперин рассматривал внимание как один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности, направленный на содержание психических явлений, возникающих в процессе познания. Основная функция внимания осуществлять контроль за правильностью содержания психических явлений, обеспечивающих осуществление деятельности на высоком уровне. Большое значение для правильного понимания места внимания в системе психических явлений и его роли в деятельности имеет изучение физиологических механизмов. Работы физиологов И.П. Павлова и А.А. Ухтомского дают возможность объяснить как возникает и функционирует внимание на основе деятельности головного мозга. Направленность внимания возникает на основе, открытого И.П. Павловым, ориентировочного рефлекса, который дает возможность организму осведомиться о том, что происходит в окружающей среде. По современным данным в его структуру входят как внешние движения, так и внутренние изменения в деятельности всех органов, в том числе изменения в чувственности анализаторов и в эле ктри ческ ой а ктив ност и гол овно го м озга. Эт о до казы ва-ет, что возникновение внимания связано с общей активизацией всех мозговых структур . Сосредоточенность внимания проявляется в результате повышения возбудимости клеток коры под влиянием взаимодействия процессов возбуждения и торможения, благодаря которому в коре могут возникнуть оптимальный и доминирующий очаги возбуждения. Оптимальный очаг возникает по закону индукции нервных процессов, согласно которому возбуждение может концентрироваться в каком-либо участке коры под влиянием торможения в других областях. Оптимальный очаг является самым благоприятным для об раз ова ния не рвн ых свя зей, а с лед ова тел ьно и для во зни кно вен ия пс ихи чес ких яв лен ий ( об раз ов, м ысл ей и т.п. ), кот оры е н ахо дят ся в центре внимания человека. Оптимальный очаг может все время перем ещаться п ри дейст вии новых раздражи телей, в следствие чего направленность внимания тоже меняется. Наряду с оптимальным очагом может появиться доминирующий оч аг, ко то рый о тл ич ает ся п ов ыш енн ой в оз бу дим ос ть ю и у ст ой чи во с -тью. Доминанта, являясь господствующим очагом, не только подавляет другие очаги, но способна усиливаться, привлекая возбуждение из других очагов, становясь еще более сильной и устойчивой. Этим объясняется повышенная деятельность и сосредоточенность внимания субъекта, увлеченного чем-то, и отсутствие всяких реакций на построение воздействия. Оптимальный и доминирующий очаги возбуждения могут возникнуть в любом месте коры, поэтому проявление внимания может быть связано с любым нервным центром. Вместе с тем в последнее время были обнаружены особого типа нейроны в структуре лобных долей, которые непосредственно связаны с проявлением внимания. Это, так называемые, нейроны новизны и нейроны установки. Первые реагируют на новые раздражители, вторые - на объекты, ожидаемые субъектом. Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание. Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать. Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Исключительно важное значение имеет это внимание в спортивной и хореографической деятельности. Только проявляя максимум внимания спортсмен может достигнуть высоких результатов, в том виде спорта, которым он занимается. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии. Преднамеренное ( произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда суб ъект у не обхо димо про явит ь во левое уси лие для того, чт обы на- усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать. Особенно большое значение имеет произвольное внимание в учебной деятельности, так как усвоение научных знаний требует от ученика больших волев ых усилий, направ ленных на осуществ ление сл ожных умс твен-ны х де йств ий. В некоторых случаях произвольное внимание может стать, по опред елению Н.Ф. Добры нина, пос лепроизво льным. Э то может иметь место в том случае , когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельн ость, тр ебующая в олевых ус илий, ст ановится увле-кател ьной и ос уществля ется без особых за труднени й . Послеп роиз-вольное внимание в наибольшей степени может обеспечить высокую прод укти вност ь поз нава тельн ой и прак тичес кой д еяте льнос ти. Непреднамеренное ( непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним и з таких свойс тв явля ется но визна о бъекта. Новизна может быть абсолютной и относительной. Если раздражить дей ству ет н а ор ганы чув ств впер вые, то е му с войс твен на а бсол ют-ная новизна. Раздражитель ранее известный, но имеющий какое-то качество, характеризуется относительной новизной. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности. Немаловажное значение в познавательной и практической деятельности имеют такие свойства внимания как: устойчивость, концентрация, переключение, распределение и объем. Устойчивость внимания характеризуется промежутком времени, в течен ие кото рого он о може т быть направл ено и с осредот оче-но на объектах или на деятельности. При наличии устойчивого внимания человек может успешно заниматься длительное время какой-либо деятельностью, а при отсутствии его он вынужден прекратить свои действия, так как они не приведут к нужным ре зуль тата м . Устойчивость внимания - это его временная характеристика, от которой во многом зависит продуктивность деятельности человека. На сохранение устойчивого внимания оказывают влияние многие факторы, среди которых немаловажное значение имеет активность человека, которая может проявляться в форме внешних практических действий, направленных на объект, а также в виде внутренних интеллектуальных действий, посредством которых планируется и регулируется деятельность. Устойчивость внимания может зависеть также и от особенностей самих объектов, которые вовлечены в деятельность. Если объект перемещается, изменяет форму, цвет или другие какие-то свойства, то внимание к нему сохраняется в течение длительного времени. Концентрация внимания характеризуется степенью углубленности человека в деятельность. Наибольшая концентрация внимания проявляется при увлеченности интересным занятием, в котором реализуется возможности и способности человека. Концентрация внимания имеет динамический характер. Она то повышается, то понижается в зависимости от характера деятельности и от отношения к ней. От концентрации внимания зависит степень проявления помехоустойчивости субъекта к отвлекающим раздражителям. Пе ре кл юч ен ие в ним ан ия п ре дс та вля ет с об ой п ред на ме ре нн ое е го пе ре ме ще ни е с од но го пр ед ме та н а др уг ой, с о дн ой д ея те ль но ст и на дру гую. Пер еклю чени е вн иман ия с вязан о с новы ми ц елям и и зада ча-ми , которые возникают у человека в процессе осуществления позна-ва тел ьно й д еят ель нос ти. Пе рек лю чен ие мож ет быт ь п олн ым и н епо л -ным, завершенным и незавершенным. При завершенном переключении внимание полностью сосредотачивается на новом объекте или деятельности. При незавершенном переключении оно отчасти еще направлено на предыдущую деятельность. Это происходит в тех случаях, когда предыдущая деятельность оказала большое впечатление на личность или, если она сомневается в правильности полученных результатов. Показателем степени завершенности переключения внимания является интервал времени, связанный с переходом от одной дея- переходом от одной деятельности к другой, объем, качество, точность работы и количество времени, затраченное на ее выполнение. Противоположным свойством переключению является отвлечение внимания. Оно происходит в результате непреднамеренного перемещения внимания с основной работы на предметы, отвлекающе действующие на личность. Отвлечение снижает качество работы, является причиной ошибок по невнимательности, не позволяет закончить работу в н амеченный срок. Распределение внимания дает возможность человеку одновременно заниматься несколькими видами деятельности . Возможность рас -пределения внимания связана с приобретением личностью опыта в выполнении различных видов деятельности. При отсутствии его вни-ма ние не изб ежн о с оср едо тач ива ет ся на одн ой дея тел ьно сти. Н а у с -пешно е распред еление в нимания т акже оказ ывает ха рактер, в ыпол-няемых видов деятельности. Чем сложнее виды деятельности , тем труд -нее распределить на них внимание . При наличии очень трудной дея -тельности проявить одновременно внимание к другой почти невоз-мо жн о . Т ру дно с ов ме сти ть в ып ол нен ие д ву х вид ов и нт елл ек ту ал ьн ой деятельности . Гораздо проще совместить умственную деятельность с пр акти ческ ой. Об ъем в ним ани я х ар акт ери зуе тс я к оли чес тво м объ ект ов, н а к о -торые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. Тахистоскопы бывают механические и электронные. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов ( от 4 до 6). В то же время многие виды деятельности требуют мгновенного проявления внимания к гораздо большему количеству объектов. Так, при скоростном чтении чел овек спо собе н ох вати ть с лова, в с оста ве к отор ых н асчи ты-вает ся до 1 4 букв. Расшир ение о бъема в нимания, в дан ном слу чае, пр ои сх од ит з а сч ет т ого, чт о у су бъ ек та ф орм ир уе тс я ум ен ие о бъ е -дин ять и группи роват ь по с мыслу отдель ные э лемент ы текс та. Закрепившиеся особенности внимания накладывают отпечаток на личность. Одни люди бывают внимательные, другие - невнимательные, третьи - рассеянными. Внимательные люди относятся к любой деятельности ответственно, сразу могут сосредоточить вни- мание на самом главном, быстро переключают и распределяют внимание, способны к длительной и напряженной работе. Они также отличаются большой психоустойчивостью. У невнимательных людей преобладает импульсивное внимание. Они не могут сосредоточиться, на выполняемой работе, не в состоянии распределить внимание на несколько объектов, легко отвлекаются при наличии посторонних раздражителей. Рассеянные люди ничего не замечают, что делается вокруг, делают все невпопад, не могут задержать надолго свое внимание на каком-нибудь объекте, часто отвлекаются. Такого рода рассеянность является признаком невоспитанности внимания. Существует и, так называемая, мнимая рассеянность. Она может иметь место у людей очень занятых, углубившихся целиком в свою деятельность и, в силу этого, неадекватно реагирующих на отвлекающие их воздействия. Эта рассеянность есть результат высокой концентрации внимания на очень важной и ответственной деятельности. Возможны и другие расстройства внимания: инертность и чрезмерная подвижность. Инертность проявляется в навязчивой привязанности внимания к одним и тем же объектам, а подвижность - в невозможности задержать внимание на одном каком-то объекте.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Внимание» з дисципліни «Загальна психологія»