Познавательная деятельность осуществляется посредством гностических действий, которые делятся на два класса: внешние и внутренние. Внешние гностические действия направлены на познания предметов и явлений, которые непосредственно действуют на органы чувств. Эти действия осуществляются в процессе взаимодействия органов чувств с внешними объектами. Продуктом этих действий являются чувственные познавательные процессы - ощущения и восприятия, которые отражают состояние внешней и внутренней среды и отдельные объекты. Результатом познавательной деятельности на чувственной ступени познания являются субъективные впечатления и образы, которые отражают предметы и их свойства как при непосредственном контакте, так и на расстоянии. Возникновение субъективных впечатлений и образов осуществляется на основе сенсорных и перцептивных действий, направленных на обнаружение, различение, отождествление и опознание предметов и их свойств. Впечатления и образы, возникающие на чувственной ступени познания, являются основой для осуществления внутренних гностических действий, на основе которых проявляются интеллектуальные процессы: память, воображение и мышление. Память закрепляет впечатления и образы, сохраняет их на определенное время и в нужный момент воспроизводит. Память дает возможность человеку накапливать индивидуальный опыт и использовать его в процессе поведения и деятельности. Познавательная функция памяти осуществляется посредством мнематических дей- ная функция памяти осуществляется посредством мне-матических действий, направленных на установление связи вновь приобретаемой информации с ранее усвоенной. Воображение дает возможность преобразовывать образы воспринимаемых предметов и явлений и создавать новые представления о таких объектах, которые недосягаемы для человека или которые вообще не существуют в данное время. Благодаря воображению человека может познать будущее, прогнозировать свое поведение, планировать деятельность и предвидеть ее результаты. Представления воображения возникают на основе осуществления репродуктивных действий, направленных на расчленение образов, хранящихся в памяти, соединение различных их частей, уподобление одних образов другим, чрезмерное их увеличение или уменьшение. Мышление дает возможность отвлечься от чувственно воспринимаемой действительности, обобщить результаты познавательной дея тель ност и , п рони кнут ь в сущн ость веще й и позн ать таки е пр ед-меты и явления, которые существуют за пределами ощущений и восприятия. Продуктом мышления являются мысли, которые существуют в форме понятий, суждений и умозаключений. Новые мысли возникают в результате осуществления умственных действий посредством которых сопоставляются предметы и явления, выделяются их общие и существенные признаки, на основе которых познаваемые объекты классифицируются и систематизируются. Между чувственными и интеллектуальными процессами существ ует п осто янная связ ь . С одерж ание чувс твенн ых по знав атель ных процессов является материалом для функционирования интеллектуал ьных пр оцессов, а пос ледние, в сво ю очере дь, дел ают его осмысленным и понятным для личности. Все это происходит потому, что п ознавател ьная дея тельность человека осущест вляется в рамках соз нани я , к отор ое и нтег риру ет их в е дины й пр оцес с по знан ия. Объединение все х элементов познавательной дея тельности в единое целое осуществляет также язык и речь, на базе которых функционирует сознание. Посредством слов человек обозначает все, что он ощущает, воспринимает, запоминает , о чем думает, мечтает, пережи-вае т . Б лаго даря это му ч елов ек н е тол ько осоз нает окр ужаю щий его тает, переживает. Благодаря этому человек не только осознает окружающий его мир и самого себя, но и в состоянии регулировать свою познавательную деятельность. Процесс познания является очень сложным и трудным, часто связан с преодолением разнообразных препятствий и поэтому требует п р оя в л ен и я во л е вы х у си л и й . Отсюда познавательная деятельность связана не только с познавательными, но и с волевыми процессами. Воля регулирует познавательную деятельность человека. Она мобилизует все ресурсы на преодоление трудностей, возникающих в процессе познания. Большую роль в процессе познания играет внимание. Оно направляет и сосредотачивает сознание человека на познаваемых предметах и явлениях. Внимание является одним из тех психических состояний человека, которое обеспечивает продуктивное функционирование всех психических познавательных процессов. Познавательная деятельность неразрывно связана с чувствами и эм оци ями, т ак как че лов еку св ой ств енн о п ере жив ани е с вое го отн о -ше ния к том у , что он по зна ет или дел ает. В св язи с эти м в се поз нав а -те льн ые про цес сы при обр ета ют эм оци она льн ую окр аск у и ли, та к н а -зыв аемы й , ч увст венн ый т он. Особ енно это ярко про явля ется в о щу-щениях и восприятиях. Мы чувствуем приятные и неприятные запахи, нам н равятс я одни предм еты и не нра вятся другие. Чувства влия -ют и на продуктивность памяти. Мы хорошо запоминаем ту информацию, которая вызывает у нас положительные или отрица-те льн ые чув ств а . Большое влияние оказывают чувства и на процесс мышления. Возникающие в процессе мышления трудности иногда оказывают негат ивное или позитив ное влиян ие на инт еллектуа льную дея тель-ность. Мы радуемся, когда успешно решаем интеллектуальную задачу , огорчаемся , если она не получается. Такие переживания, которые проявляются в форме любознательности, пытливости, веро-ят нос ти, со мне ния, у вер енн ост и и т орж ест ва, во зни каю щие в свя зи с познанием нового, неизвестного, в психологии называются ин- ренности и торжества, возникающие в связи с познанием нового, неизвестного, в психологии называются интеллектуальными чувствами. Известно, как Архимед, обрадовавшись, что он решил трудную задачу о наличии примеси серебра в золотой короне, с возгласом “эврика” бросился к царю, чтобы доложить ему об этом. В современной психологии существует специальное направление, занимающееся изучением процесса открытия нового, неизвестного, которое получило название “эвристики”. Большое влияние на результаты познавательной деятельности человека оказывают познавательные способности. Их наличие дает возможность успешно изучать и исследовать предметы и явления, приобретать новые знания, решать проблемные задачи, применять новые приемы и способы умственной деятельности. Познавательные способности могут быть перцептивными, мнемическими, репродуктивными, интеллектуальными и вербальными.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Структурa познавательной деятельности» з дисципліни «Загальна психологія»