Следует различать рассудочный ум, связанный понятиями и двойственностью, и природу Ума, Ум как таковой, который в Лайя-йоге является основой всего, синонимом Брахмана. Понятийный ум, согласно Учению, зовется также антахкарана (внутренний инструмент) и обладает такими качествами: ~ деятельность и память (читта); ~ интуиция и интеллект (буддхи); ~ чувство личности «я», тенденция эгоизма (ахамкара); ~ рациональность и логика (манас). Вечная природа Ума (Праджняна-гхана) есть сама недвойственная основа Бытия, естественная и всегда чистая. Она: ~ находится за пределами мыслей; ~ питает своим светом движущийся ум; ~ находится вне двойственности, качеств; ~ является источником сияния тонкого осознавания ясности саморожденной Мудрости (ахам спхурана).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Ум и Праджняна» з дисципліни «Йога»