Гармоничный элемент огня Положительные качества элемента огня: ~ переживание «бодрого» вдохновения, ~ способность к творению нового, ~ давание каталитического импульса любым событиям, ~ пробуждение интуиции и творчества. Огонь (агни-таттва) – есть первичное проявление энергии, когда она видима как свет. Свет является основой всех форм, поэтому элемент огня порождает ка-чества, благодаря которым воспринимаются все формы. Элемент огня отвечает за восприятие формы, которая познается через глаза. В стадии элемента огня личностное «я» утверждает себя посредством привязанности к форме. Поэтому элемент огня является зародышем эго (ахамкары). Янтра элемента огня – огненно-красный треугольник. С элементом огня связано изменение, трансмутация, трансформация созна-ния, внешних событий или внутренних энергий. Для йогина очень важна практика разжигания внутреннего огня в Кундали-ни-йоге, которая приводит к трансмутации физического тела и таянию капель. Элемент огня является ускорителем духовного прогресса. Усиление элемента огня указывает на усиленное движение энергии, благодаря которой излучается тепло. Усиление движения энергии дает непрерывное движение, которое в свою очередь приводит к распространению частиц элемента огня, поэтому считается, что элемент огня обладает способностью все увеличивать или все поглощать. С элементом огня связаны сиддхи материализации предметов, «самоходной кухни», поиска кладов и мирского богатства. Благодаря элементу огня стимули-руются творческие процессы. Во внешних ситуациях доминирующий элемент огня способен вызывать войны, катастрофы, споры, трансформации, перевороты, катаклизмы, революции. На уровне физического тела элемент огня расположен между сердцем и пуп-ком. На уровне энергии – это манипура-чакра. Качество элемента огня указывает на ментальное тело (маномайя-коша). Гармоничный элемент огня дает радость, энтузиазм, вдохновляет на дела, да-ет силу доводить их до конца. Огонь дает переживание в теле блаженства и ра-дости водой. Радость огня, в отличии от воды, дает напористость, воодушевле-ние, энтузиазм, азарт, радость от переживания жизненных ситуаций. Избыток огня Йогин, имеющий огонь в избытке, очень напорист, часто гневается, ему не хватает терпимости, он может прийти в раздражение из-за пустяковых событий. Если огонь в избытке, это ведет к неустойчивости и суете, если же еще не хвата-ет и воды, то йогин постоянно неудовлетворен, беспокоен, хотя может прилагать много усилий в своей практике. У обычного человека с избытком огня есть тен-денция к гиперактивности, динамизму, ему нужно постоянно куда-то стремить-ся. Такому йогину трудно спокойно и тихо сидеть в медитации. Такой йогин склонен к многословию и говорит быстро. Он трудно засыпает, у него много идей, однако он не может их воплотить. Он невнимателен во взаимоотношениях с другими, негармоничен, нечувствителен. Общепринято считать, что избыток огня в правом канале (пингале) проявляется как разрушительные тенденции. Ес-ли к тому же силен элемент пространства и развиты духовные качества, такой человек может стать выдающимся реформатором, сметающим отжившие стерео-типы. При медитации избыток огня дает постоянную возбужденность, которую трудно пресечь. Мысли идут непрерывным потоком, и они увлекают своей но-визной, в медитации не хватает безмятежности, созерцательности. Йогин не мо-жет отпустить себя и «течь вместе с рекой», он постоянно хочет вмешиваться в события, поправлять и улучшать их вместо того, чтобы оставить их «как они есть». У йогина много озабоченности своими результатами, беспокойства о том, что он что-то упустил в практике. Йогин желает идти к совершенству как можно быстрее, забывая, что чем быстрее он идет, тем дальше уходит от цели. Недостаток огня При недостатке Огня йогину не хватает активной силы, азарта и творческого «куража», вдохновения и энтузиазма в практике. Если слабый огонь не может двигать ветер по каналам, значит, нет углубления понимания, прорывов к ново-му видению, практика становится однообразной, монотонной, не видится пер-спектив. Если воздуха достаточно или есть его избыток при недостатке огня, это проявляется как нетворческая деятельность (суета). Практики для усиления огня: концентрация на чакре в области пупка, мудры и бандхи Кундалини-йоги (маха-бандха, трайя-бандха), бхастрика-пранаяма, аг-нисара-крийя, некоторые садханы «безумной мудрости». Совершенство Совершенство огня проявляется как «вивека-видья» – различающая муд-рость, подобная бесконечному пространству красного цвета, дающая возмож-ность улавливать, различать, не путая, тончайшие оттенки и нюансы пережива-ний, опытов, учений, любых явлений жизни.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Огонь» з дисципліни «Йога»