Из всех свидетельств, доказательств, собранных нами в поддержку нашей теории, доказательством номер один является сам человек. Во многих отношениях современный Homo sapiens является чужаком на Земле.
С тех пор как Чарльз Дарвин потряс ученых и теологов своего времени доказательствами существования эволюции, человека было принято считать конечным звеном в длинной эволюционной цепи, начавшейся с простейших форм жизни, из которых через несколько миллиардов лет развились позвоночные, а затем млекопитающие, приматы и сам человек.
Однако, добравшись до предполагаемых истоков жизни на Земле и начав размышлять о возможности существования жизни на других планетах нашей Солнечной системы и за ее пределами, ученые стали сомневаться в верности своих теорий, приходя к выводу, что Земля никак не может являться колыбелью зарождения жизни. Если жизнь возникла в результате случайных химических реакций, то почему все живые организмы на Земле развились из единого источника, а не из множества случайных источников? И почему в состав органической материи входит лишь незначительное количество распространенных химических элементов и большое число элементов, редко встречающихся на нашей планете?
Быть может, жизнь была принесена на нашу планету из другого мира?
Не меньшую загадку представляет собой и положение человека на эволюционной лестнице. Вначале ученые — по разрозненным останкам — сделали вывод, что человек впервые появился в Азии приблизительно 500 тысяч лет назад. Однако после изучения более древних окаменелостей выяснилось, что процесс эволюции шел гораздо медленнее. Современный исследователи полагают, что первая обезьяна, которую можно считать предком человека, появилась на Земле примерно 25 миллионов лет назад! Открытия сделанные в Восточной Африке, позволили установить, что эволюционный переход к человекообразной обезьяне (гоминиду) совершился около 14 миллионов лет назад. И лишь 11 миллионов лет спустя в том же регионе появился первый обезьяночеловек, которого без всяких оговорок можно отнести к классификации Homo.
Первое существо, действительно похожее на человека, — «развитый австралопитек» — обитал в той же части африканского континента около 2 миллионов лет назад. Тем не менее потребовался еще один миллион лет эволюции, чтобы появился вид Homo erectus. Наконец, спустя еще 900 тысяч лет, появился первый примитивный человек, которого ученые назвали неандертальцем, — в честь местности, где впервые были обнаружены его останки.
Несмотря на то что между появлением австралопитека и неандертальца прошло более двух миллионов лет, и тот, и другой пользовались схожими орудиями труда — заостренными камнями (рис. 1) — и внешностью (как мы их себе представляем) мало чем отличались друг от друга.
Затем, неожиданно и необъяснимо, как бы совершенно ниоткуда, около 35 тысяч лет назад на Земле появилась новая раса людей — Homo sapiens («человек разумный»), которая смела неандертальца с лица нашей планеты. Новый человек, названный кроманьонцем, был настолько похож на нас, что, одетый в современный костюм, он легко затерялся бы в уличной толпе европейского или американского города. Из-за великолепных образцов наскальной живописи, найденных на стенах пещер, его первоначально назвали «пещерным» человеком. Судя по всему, кроманьонец распространился по всей Земле, поскольку умел строить укрытия и хижины из камней и добывать шкуры животных.
На протяжении миллионов лет основным орудием человека оставались камни удобной формы. Кроманьонец же умел изготавливать разнообразные орудия труда и оружие из дерева и кости. Одевшись в шкуры, он перестал быть «голой обезьяной». Его общество имело сложную внутреннюю организацию: люди объединялись в родовые кланы, где царил патриархат. Наскальные рисунки кроманьонца говорят о художественном таланте и глубине чувств; более того, рисунки и скульптурные изображения свидетельствуют о существовании в первобытном обществе своего рода «религии», вероятно, культа Богини-Матери, рядом с изображениями которой иногда помещался лунный серп. Кроманьонец хоронил умерших, из чего можно сделать вывод о наличии у него системы религиозных взглядов на жизнь, смерть и, возможно, загробную жизнь.
Каким бы необъяснимым и таинственным ни выглядело появление на Земле кроманьонца, загадка этим не исчерпывается. По мере обнаружения новых окаменевших останков человека (например, на стоянках в Сванскомбе, Штайнхайме и Монтмарии) становилось все более очевидно, что кроманьонец произошел от еще более древнего вида Homo sapiens, обитавшего в Западной Азии и Северной Африке приблизительно на 250 тысяч лет раньше кроманьонца.
Появление современного человека всего через 700 тысяч лет после первого Homo erectus и примерно на 200 тысяч лет раньше неандертальца представляется крайне неправдоподобным. Совершенно очевидно также, что Homo sapiens представляет собой явное отклонение от медленного эволюционного процесса, многие наши особенности — например, способность к членораздельной речи — полностью отсутствовали у древних приматов.
Один из ведущих специалистов в этой области, профессор Феодосии Добжански («Mankind Evolving» Человечество и эволюция), особо подчеркивал, что процесс формирования современного человека пришелся на ледниковый период, что никак не могло способствовать ускорению эволюции. Указывая, что у Homo sapiens полностью отсутствуют некоторые специфические черты, характерные для более древних видов, и в то же время присутствуют такие, которых прежде никогда и ни у кого не было, ученый пришел к следующему выводу: «У современного человека найдется достаточное количество ископаемых родственников по боковой линии, но ни одного прямого предка; таким образом, происхождение Homo sapiens становится загадкой».
Каким же образом предки современного человека появились на земле 300 тысяч лет назад, а не на два или три миллиона лет позже, как предполагает скорость процесса эволюции? Неужели родина человека находится вне пределов Земли? Или нас, как утверждает Ветхий Завет и другие древние источники, действительно сотворили боги?
Сегодня мы уже знаем, где зародилась наша цивилизация и как проходило ее развитие с момента возникновения. Однако у нас нет ответа еще на один важный вопрос. Почему? Почему цивилизация вообще появилась на нашей планете? Ведь все данные, как в отчаянии признают большинство современных ученых, свидетельствуют о том, что человек и сегодня должен был бы пребывать в первобытном состоянии. Нет никаких очевидных причин того, почему мы должны быть более цивилизованными, чем примитивные племена в джунглях Амазонки или труднодоступных районах Новой Гвинеи.
Нас убеждают, что это противоречие можно объяснить изолированностью племен, которые и сегодня пребывают на примитивной стадии развития. Но изолированностью от чего? Почему они, живя на одной планете с нами, не смогли развить науку и технику до такого же высокого уровня, как мы?
Однако настоящей загадкой является не отсталость бушменов, а наше собственное развитие, поскольку в настоящее время установлено, что при нормальном ходе эволюции типичными представителями человечества должны быть именно бушмены, а не мы. Человеку потребовалось около 2 миллионов лет, чтобы усовершенствовать орудия труда — с использования камней подходящей формы до осознания того, что камни можно скалывать и обрабатывать, приспосабливая к своим нуждам. Еще 2 миллиона лет понадобилось бы для того, чтобы освоить другие материалы, и 10 миллионов — для накопления знаний в области математики, астрономии и технических ремесел. Тем не менее всего через 50 тысяч лет поле появления неандертальца наши астронавты высаживаются на Луне.
Возникает закономерный вопрос: действительно ли цивилизация, которую создали наши средиземноморские предки, явилась итогом естественного развития человека?
Хотя кроманьонец не возводил небоскребов и не умел выплавлять металлы, нет никаких сомнений в том, что его цивилизация была неожиданной и революционной. Мобильность, умение строить жилища и создавать орудия труда, стремление носить одежду, искусство — все это свидетельствует о неожиданном появлении высокоразвитой цивилизации, прервавшей бесконечный разгон человеческой культуры, растянувшийся на многие миллионы лет и проходивший с черепашьей скоростью.
Современные ученые не в состоянии объяснить причину появления Homo sapiens и кроманьонской цивилизации, но к настоящему времени у них не осталось сомнений относительно места зарождения древнейшей цивилизации.
Это Ближний Восток. Горы и хребты, образующие полукруг и включающие массив Загрос на востоке (где в настоящее время проходит граница между Ираном и Ираком), Арарат и хребет Таврос на севере, а также горы Сирии, Ливана и Израиля на юго-западе — именно в этих местах были обнаружены многочисленные пещеры со следами пребывания доисторического человека, относящегося к современному типу (рис. 2).
Одна из этих пещер, Шанидар, расположена в северо-восточной части этого полукруга, ставшего колыбелью цивилизации. Сегодня в этих пещерах останавливаются на зимовье со своими стадами кочевые племена курдов. Точно так же, в одну из зимних ночей около 44 тысяч лет назад в пещере Шанидар нашла приют семья из семи человек, включая одного ребенка.
Их останки — очевидно, эти люди погибли в результате обвала — были обнаружены в 1957 году Ральфом Со-лецки, который исследовал этот район, надеясь найти следы жизнедеятельности древнего человека. Найденные им останки превзошли самые смелые ожидания. По мере того как ученые слой за слоем удаляли накопившийся в пещере мусор, выяснилось, что в пещере сохранились следы человека, проживавшего там 100—130 тысяч лет назад.
Выводы, сделанные учеными, по своей сенсационности могли соперничать с самой находкой. Получалось, что человеческая культура не развивалась, а вырождалась. Последующие поколения постепенно опускались на более низкую ступень цивилизации. В слоях, соответствующих периоду с 27 по 10 тысяч лет до нашей эры, практически отсутствуют признаки присутствия человека. По всей видимости, из-за резкого изменения климата, человек практически полностью покинул этот регион на целых 16 тысяч лет.
Затем, примерно за 11 тысяч лет до нашей эры, на этой территории вновь появился «человек разумный», причем с обновленной энергией и необъяснимо высоким уровнем развития культуры.
Как будто невидимый, но опытный тренер, заметив, что человечество проигрывает матч, заменил уставшую команду свежей и лучше подготовленной.
* * * На протяжении многих миллионов лет своего «бесконечного разгона» человек представлял собой «дитя природы», питаясь дикорастущими растениями, мясом убитых диких животных или пойманных птиц и рыбы. Но в тот момент, когда численность населения стала уменьшаться, люди стали покидать обжитые места и утрачивать достижения материальной и духовной культуры — совершенно неожиданно, без всякой видимой причины и без какого-либо наращивания умения и приобретения навыков, — человек превратился в земледельца.
Суммируя результаты исследований многих выдающихся ученых, занимавшихся данной проблемой, Р. Дж. Брэйдвуд и Б. Хоув («Prehistoric Investigations in Iraqi Kurdistan» Доисторические исследования в иракском Курдистане ) пришли к выводу, что результаты генетических исследований полностью согласуются с археологическими находками и не оставляют никаких сомнений в том, что земледелие зародилось именно там, где появился «человек - разумный» и его первая примитивная цивилизация, — на Ближнем Востоке Теперь можно с уверенностью утверждать, что сельскохозяйственные знания распространились по всему миру именно из этого региона, то есть полосы ближневосточных гор и высокогорных плато.
С помощью методов радиоуглеродного анализа и генетического анализа растений многие ученые из разных областей науки пришли к выводу, что первым земледельческим опытом человека стало выращивание ячменя и пшеницы, вероятно, выведенных из дикорастущих сортов эммера. Даже предположив, что человек каким-то образом самостоятельно научился окультуривать дикорастущие растения, а затем выращивать и обрабатывать зерновые, исследователи не могли объяснить огромное количество других растений и злаков, необходимых для выживания и развития человечества, которые продолжали распространяться по миру из района Ближнего Востока. В число возделываемых культур входили такие съедобные злаки, как просо, рожь и пшеница твердых сортов, а также лен, который использовали для изготовления тканей и пищевого масла, и большое количество плодово-ягодных деревьев и кустарников.
Практически все сельскохозяйственные культуры были впервые одомашнены на Ближнем Востоке, а на территорию Европы они попали лишь тысячи лет спустя. Создается впечатление, что Ближний Восток представлял собой нечто вроде генетико-ботанической лаборатории, где под чьим-то невидимым руководством из диких видов растений непрерывно выводились новые культурные сорта.
Ученые, исследовавшие происхождение виноградной лозы, пришли к выводу, что выращивать это растение люди впервые начали в горах на севере Месопотамии, а также на территории Сирии и Палестины. Ничего удивительного. В Ветхом Завете говорится, что Ной «насадил виноградник» (и даже опьянел от собственного вина) после того, как спали воды Всемирного потопа и его ковчег пристал к горе Арарат. Следовательно, Библия, как и современные Ученые, указывает на горы на севере Месопотамии как на место зарождения виноделия.
Яблоки, сливы, оливы, фиги, миндаль, фисташки, грецкие орехи — все эти культуры были выведены на Ближнем Востоке, откуда с течением времени попали в Европу и в другие части света. Разумеется, здесь нельзя не вспомнить Ветхий Завет, который еще за несколько тысячелетий до открытий наших ученых указал ту же область планеты как место, где находился первый на земле сад: «И насадил Господь Бог сад в Эдеме, на востоке... И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на лид и пригодное для пищи».
В библейскую эпоху людям было достоверно известно местонахождение «Эдема». Он располагался «на востоке», то есть к востоку от Земли Израильской. Этот регион орошался четырьмя великими реками, две из которых были Тигр и Евфрат. Согласно Книге Бытия, первый сад располагался на гористом плато, где берут свое начало эти реки, то есть в северо-восточной Месопотамии. Таким образом, строки Библии полностью согласуются с научными данными.
И действительно, если проанализировать оригинальный текст иудейской Книги Бытия не с теологической, а с научной точки зрения, можно обнаружить, что в ней содержится точное описание процесса окультуривания растений. Наука утверждает, что этот процесс начался с диких трав, за которыми последовали дикие злаки, а потом плодово-ягодные породы деревьев и кустарников. Тот же процесс подробно описывается в первой главе Книги Бытия: И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его.
Далее в Книге Бытия говорится, что человек, изгнанный из Эдемского сада, вынужден был тяжелым трудом добывать себе пищу. «В поте лица твоего будешь есть хлеб», — сказал Господь Адаму. И уже после того «был Авель пастырь овец; а Каин был земледелец». Таким образом, Библия говорит нам, что человек сначала стал земледельцем, а потом уже пастухом.
Научные данные относительно хронологии этих событий находятся в полном соответствии с библейским текстом. Анализируя различные теории одомашнивания животных, Ф. Э. Заунер («Domestication of Animals» Одомашнивание животных) указывает, что человек «не мог обрести навыков одомашнивания диких животных и содержания скота, пока не сформировались общественные группы определенного размера». Такие оседлые общины, являясь необходимым условием начала процесса одомашнивания животных, оказали значительное влияние и на развитие земледелия.
Первым одомашненным животным была собака, которая была не только «лучшим другом человека», но и, по всей видимости, служила ему пищей. Считается, что это произошло примерно за 9500 лет до нашей эры. Останки скелетов одомашненных собак были обнаружены на территории Ирана, Ирака и Израиля.
Примерно в то же время была одомашнена дикая овца; останки овцы, найденные в пещере Шанидар и датированные примерно 9000 годом до нашей эры, служат доказательством того, что большая часть годовалых овец резалась ради шкур и мяса. Вслед за овцами были приручены козы, которых разводили также ради молока; а затем свиньи, крупный рогатый скот и лошади.
Во всех случаях процесс одомашнивания начинался на Ближнем Востоке.
Внезапная перемена в ходе развития человека, произошедшая примерно за 11 тысяч лет до нашей эры на Ближнем Востоке (а два тысячелетия спустя и в Европе), заставила ученых идентифицировать этот период как окончание раннего каменного века (палеолита) и начало новой культурной эпохи, или среднего каменного века (мезолита).
Этот период в истории человечества был назван учеными «каменным» только потому, что в те времена камень оставался основным сырьем и строительным материалом. Из камня строились жилища человека в горных районах; границы территории той или иной общины охраняли каменные стены; первое земледельческое орудие — серп — было также изготовлено из камня. Люди чтили и защищали своих умерших предков, украшая их могилы камнями.
Из камня человек вырезал статуэтки высших существ, или «богов», благоволения которых он добивался. Одна из таких фигурок, найденная на севере Израиля и датированная девятым тысячелетием до нашей эры, представляет собой вырезанную из камня голову «бога» в шлеме с ремнями и в своего рода «защитных очках» (рис. 3).
Вообще говоря, было бы уместнее назвать этот период, начавшийся примерно за 11 тысяч лет до нашей эры, не «средним каменным веком», а «веком одомашнивания». Всего лишь за 3600 лет — в мгновение ока, по меркам «бесконечного разгона» — человек сделался земледельцем, одомашнив дикие растения и животных. Затем наступила новая эпоха в истории человечества. Современные ученые называют ее «новым каменным веком» (неолитом), но этот термин никак не отражает сути перемен, поскольку культурный перелом, имевший место около 7500 года до нашей эры, был связан прежде всего с появлением керамики.
По причинам, которые до сих пор остаются тайной для ученых — и которые станут ясны, как только мы изложим нашу версию доисторических событий, — развитие человеческой цивилизации на протяжении нескольких тысячелетий начиная с 11000 года до нашей эры ограничивалось высокогорными районами Ближнего Востока. Начало использования глины совпало с переселением человека из высокогорных жилищ в низины, где преобладала глинистая почва.
К седьмому тысячелетию до нашей эры в пределах ближневосточной «дуги цивилизации» существовало множество «керамических», или «глиняных», культур, производивших огромное количество глиняной утвари, украшений, статуэток. К 5000 году до нашей эры на Ближнем Востоке изготавливали керамику необыкновенной красоты и превосходного качества.
Однако к 4500 году до нашей эры, о чем свидетельствуют археологические находки, датированные указанным периодом, наблюдается новый культурный спад. Керамические изделия значительно упростились. В быту вновь начали преобладать орудия труда и предметы домашнего обихода из камня — пережиток каменного века. Население сократилось. Города, бывшие центрами производства керамики, обезлюдели; исчезло практически все гончарное производство. «Имело место общее обеднение культуры», — писал Джеймс Мелаарт («Earliest Civilizations of the Near East» Самые ранние цивилизации Ближнего Востока ). Некоторые города явно вступили «в новую фазу обнищания».
Наблюдалась явная деградация человека и его культуры.
Затем — неожиданно и необъяснимо — Ближний Восток пережил расцвет величайшей цивилизации, какую только можно себе представить, цивилизации, ставшей основой современной культуры.
Как будто чья-то таинственная рука вновь вытащила человека из трясины упадка и подняла на еще более высокий Уровень культуры, науки и цивилизации.
ГЛАВА ВТОРАЯ НЕОЖИДАННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Долгое время западный человек считал свою цивилизацию даром Рима и Греции. Но сами греческие философы постоянно писали о том, что черпают вдохновение из более древних источников. Впоследствии возвращавшиеся домой европейские путешественники стали рассказывать о величественных пирамидах Египта и наполовину занесенных песком храмовых комплексах, похожих на города и охранявшихся странными каменными животными, которые получили название сфинксов.
Когда в 1799 году Наполеон отправился в Египет, он взял с собой ученых, чтобы те исследовали древние памятники и объяснили их происхождение. В окрестностях Росетты один из его офицеров нашел каменную стелу, на которой была высечена надпись, датируемая 196 годом до нашей эры, древнеегипетским пиктографическим письмом, а также двумя другими неизвестными шрифтами.
Расшифровка древнеегипетской письменности и последовавшие за этим археологические раскопки открыли для европейцев египетскую цивилизацию, которая существовала задолго до того, как сформировалась греческая культура. Египетские надписи рассказывают о царских династиях, ведущих отсчет от 3100 года до нашей эры — за два тысячелетия до зарождения эллинской цивилизации. Древняя Греция, расцвет которой приходится на четвертый-пятый век до нашей эры, была скорее наследницей, чем основательницей цивилизации.
Значит ли это, что истоки человеческой цивилизации следует искать в Египте?
Каким бы логичным ни казался этот вывод, факты свидетельствуют против него. Греческие ученые действительно описывают путешествия в Египет, но упоминаемые ими источники знаний расположены совсем в другом месте. Изучение доэллинских цивилизаций Эгейского моря — минойской на острове Крит и микенской в материковой части Греции — позволяет сделать вывод, что их основой послужила культура Ближнего Востока, а не Египта. Именно Сирия и Анатолия были главными источниками, из которых греки черпали знания о более древней цивилизации.
Ученые обратили внимание, что вторжение дорийских племен в Грецию и вторжение израильтян в Ханаан после Исхода из Египта удивительным образом совпадают по времени, а затем стали находить все больше сходных черт между семитской и эллинской культурами. Профессор Сайрус X. Гордон («Forgotten Scripts: Evidence for the Minoan Language») открыл новую область исследований, показав, что древний минойский шрифт, получивший название «линейного А», относится к группе семитских языков. Он пришел к выводу, что «по форме (в отличие от содержания) древнееврейская и минойская культуры имеют очень много общего», и указывал, что название самого острова Крит, которое в эпоху минойской цивилизации произносилось как «Ке-ре-та», совпадает с древнееврейским словом «Ке-ре-эт» (обнесенный стеной город) и нашло отражение в древнееврейской легенде о царе Керете.
Даже греческий алфавит, послуживший основой латинского и многих современных алфавитов, пришел с Ближнего Востока. Сами древнегреческие историки писали о том, что письменность к ним принес финикиец Кадм («древний»), позаимствовав количество и порядок букв из древнееврейского алфавита; именно этим алфавитом пользовались в Греции во времена Троянской войны. Число букв было увеличено до двадцати шести поэтом Симонидом Кеосским в пятом веке до нашей эры.
Тот факт, что греческий и латинский алфавиты, составляющие основу западной культуры, были позаимствованы с Ближнего Востока, несложно продемонстрировать сравнением названия, написания и даже численного значения букв исходного ближневосточного алфавита, его наследника древнегреческого алфавита, а также еще более поздней латиницы (рис. 4).
Естественно, ученые знали о контактах Греции с Ближним Востоком, кульминацией которых стала победа Александра Великого над персами в 331 году до нашей эры. Греческие источники содержат массу информации о персах и подвластных им землях (примерно в границах современного Ирана). По именам персидских царей — Кир, Дарий, Ксеркс — и богов, которые, судя по всему, происходят из индоевропейской группы языков, ученые определили, что персы являются одним из племен так называемых «ариев», которые пришли из окрестностей Каспийского моря в конце первого тысячелетия до нашей эры и расселились на территории от Малой Азии на западе до Индии на востоке и областей на юге, которые в Библии называются «землями мидийцев и парсов».
Однако все не так просто. Несмотря на предполагаемое иноземное происхождение этих пришельцев, в Ветхом Завете они являются активными участниками описываемых событий. Так, например, царь Кир называется в Библии «помазанником Яхве» — имеет крайне необычные взаимоотношения между еврейским богом и неевреем. Согласно Книге Ездры Кир знал о своей миссии восстановить храм в Иерусалиме и утверждал, что действует по поручению Господа, которого он называл «Бог Небесный». Кир и другие цари этой династии называли себя Ахеменидами — в честь титула, который взял себе основатель этой династии Хашам-Аниш. Это был не арийский, а чисто семитский титул, означавший «мудрец». В целом ученые не исследовали многочисленные нити, которые позволяли провести параллели между иудейским богом Яхве и персидским божеством эпохи Ахеменидов, который имел титул Мудрый Владыка и изображался парящим в небе внутри крылатого шара — как, например, это изображено на царской печати Дария (рис. 5).
Теперь нам доподлинно известно, что культурные, религиозные и исторические корни персидской империи уходят к более древним царствам — Вавилону и Ассирии, расцвет и крах которых описывается в Ветхом Завете. Значки, из которых состоят надписи на памятниках и печатях эпохи Ахеменидов, поначалу были приняты за декоративный узор. Энгельберт Кампфер, посетивший древнюю персидскую столицу Персеполис в 1686 году, описывал эти значки как клиновидные углубления. С тех пор такой шрифт получил название клинописи.
При первых же попытках расшифровать древнепер-сидские надписи выяснилось, что они написаны тем же шрифтом, который был найден на артефактах и глиняных табличках Месопотамии, долин и нагорий между реками Тигр и Евфрат. Заинтересовавшись разрозненными находками, Поль Эмиль Ботта в 1843 году предпринял первые крупномасштабные плановые раскопки. Он выбрал городище Хорсарбад в северной Месопотамии вблизи современного города Мосул. Вскоре Ботта обнаружил, что на глиняных табличках это место называется Дур Шаррукин. Надписи были сделаны на языке семитской группы, близком к древнееврейскому, и название города переводилось как «обнесенный стеной город справедливого царя». В учебниках истории этот царь упоминается под именем Саргона П.
В центре столицы ассирийского царя располагался величественный дворец, стены которого были украшены барельефами; если их выстроить в ряд, то они растянутся на целую милю. Над городом и царским дворцом возвышалась ступенчатая пирамида, называвшаяся «зиккурат»; она служила «лестницей в небо» для богов (рис. 6).
Планировка города и многочисленные статуи свидетельствовали о жизни на широкую ногу. Дворцы, храмы, дома, конюшни, склады, стены, ворота, колонны, украшения, скульптуры, башни, бастионы, террасы, сады — все это было построено всего за пять лет. По словам Жоржа Контено («La Vie Quotidiennne a Babylone et en Assyrie»), «можно себе представить могущество империи», которая около 3000 лет назад «могла осуществить такой грандиозный проект за такое короткое время».
Стараясь не отстать от французов, к раскопкам приступили и англичане — в лице сэра Остина Генри Лэйарда, который выбрал место, расположенное в десяти милях от Хорсабада вниз по течению реки Тигр. Городище, которое местные жители называли Куюнджик, оказалось ассирийской столицей Ниневия.
Библейские названия и события начинали обретать плоть и кровь. Ниневия была столицей ассирийского царства в эпоху трех его великих правителей — Сеннакериба, Эсархаддона и Ашурбанипала. «В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды», — свидетельствует Ветхий Завет (IV Книга Царств 18:13). А после того, как Ангел Господень уничтожил войско захватчиков, «возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии».
Курганы той части Ниневии, которая была построена Сеннакерибом и Ашурбанипалом, скрывали дворцы, храмы и произведения искусства, превосходившие все, что было найдено в столице Саргона. На территории, где по предположениям археологов находились развалины дворцов Эсар-хаддона, вести раскопки не представлялось возможным, потому что теперь здесь стояла мечеть — на предполагаемой могиле пророка Ионы, который был проглочен Китом, когда отказался доставить послание Яхве в Ниневию.
Из древнегреческих источников Лэйард знал, что один из военачальников армии Александра Македонского видел пирамиды и остатки древнего города, — города, который лежал в руинах еще во времена Александра! Лэйард провел раскопки в этом месте, и оказалось, что это был Нимруд, военный центр ассирийского царства. Именно здесь Салманасар II воздвиг обелиск с записями всех его походов и завоеваний. В настоящее время обелиск выставлен в Британском музее, и в списке царей, плативших дань завоевателям, был «Ииуй, сын Омры, царь Израиля».
И вновь надписи из Месопотамии совпали с библейскими текстами!
Удивленные тем, что археологические находки все чаще подтверждают реальность описанных в Библии событий, ассириологи (так стали называть ученых, специализировавшихся на Ассирии) обратились к десятой главе Книги Бытия. Основателем всех царств Месопотамии в ней назывался Нимрод — «сильный зверолов пред Господом»: Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар.
Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховофир, Калах.
И Ресен между Ниневию и между Калахом; это город великий.
Между Ниневией и Нимрудом действительно высились курганы, которые местные жители называли Калах. Раскопки, проведенные здесь с 1903 по 19Н год Уолтером Андре, позволили обнаружить руины Ашура, первой столицы Ассирии и религиозного центра царства. Из всех упоминавшихся в Библии ассирийских городов ненайденным оставался только Ресен. Его название переводится как «уздечка», и это дает основания предполагать, что в городе располагались царские конюшни.
Примерно в то же время, когда был найден Ашур, экспедиция под руководством Р. Колдуэя заканчивала раскопки упоминавшегося в Библии Вавилона — огромного города с дворцами, храмами, висячими садами и обязательным зиккуратом. Вскоре найденные артефакты и надписи раскрыли перед учеными историю двух соперничавших государств Месопотамии — Вавилона и Ассирии, занимавших соответственно южную и северную части Междуречья.
Расцвет сменялся упадком, за которым снова следовал расцвет, войны чередовались с мирным соседством — в общей сложности высокоразвитая цивилизация этих двух царств просуществовала около полутора тысяч лет, зародившись примерно в 1900 году до нашей эры. В конечном итоге Ашур и Ниневия были захвачены и разрушены вавилонянами соответственно в 614 и 612 году до нашей эры. Сам Вавилон — как и предсказывали библейские пророки — нашел свой бесславный конец в 539 году до нашей эры, разоренный персидским царем Киром из династии Ахеменидов.
Несмотря на то что Вавилон и Ассирия на протяжении всей своей истории оставались соперниками, найти культурные различия между ними чрезвычайно сложно. Верховным богом у ассирийцев был Ашур («всевидящий»), а у вавилонян Мардук («сын чистого холма»), в остальном же пантеоны их богов практически не отличались друг от друга.
Многие музеи мира с гордостью выставляют церемониальные ворота, крылатых быков, барельефы, колесницы, инструменты, утварь, украшения, статуи и другие предметы, изготовленные из самых разных материалов и откопанные в курганах Ассирии и Вавилона. Но самым главным богатством этих государств можно считать письменные источники: тысячи тысяч надписей клинописным шрифтом, среди которых есть космологические мифы, эпические поэмы, деяния царей, храмовые записи, торговые контракты, книги регистрации браков и разводов, астрономические таблицы, астрологические пророчества, математические формулы, списки географических названий, школьные учебники грамматики, а также — что не менее важно — тексты с именами, генеалогией, эпитетами, деяниями, возможностями и обязанностями богов.
Общим языком, обусловившим культурные, исторические и религиозные связи между Ассирией и Вавилоном, был аккадский. Это древнейший язык семитской группы, похожий на древнееврейский, арамейский, финикийский и ханаанский языки, но предшествовавший им. Тем не менее, ни ассирийцы, ни вавилоняне не утверждали, что изобрели этот язык или клинопись. И действительно, многие их таблички были снабжены примечанием, что это копия с более древнего оригинала.
Кто же тогда изобрел клинопись и сам язык с его выверенной грамматикой и богатым словарем? Кто написал эти «более древние оригиналы»? И почему ассирийцы и вавилоняне называли свой язык аккадским?
Попробуем в очередной раз обратиться к Книге Бытия: «Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад...» Что такое Аккад — столица, предшествовавшая Вавилону и Ниневии?
Руины Месопотамии дают нам убедительные доказательства того, что давным-давно здесь действительно существовало царство под названием Аккад, основанное древним правителем, который называл себя шарру-кин («справедливый правитель»). В его записях утверждалось, что подвластная ему империя — по милости бога Энлиля — простиралась от Нижнего Моря (Персидский залив) до Верхнего Моря (считается, что речь идет о Средиземном море). Он хвастался, что к пристаням Аккада причаливали суда из далеких земель.
Ученые были просто поражены: на землях Месопотамии существовала империя еще в третьем тысячелетии до нашей эры! Это был огромный скачок — на 2000 лет назад, от ассирийского Саргона из Дур-Шарру-Кина к Саргону Аккада. Тем не менее раскопанные курганы открывали миру литературу и искусство, науку и политику, торговлю и дипломатию — то есть полноценную цивилизацию, существовавшую задолго до появления Вавилона и Ассирии. Более того, стало очевидным, что эта цивилизация была предшественницей и источником последующих культур Месопотамии; Ассирия и Вавилон представляли собой лишь ветви, отходившие от аккадского ствола.
Загадка этой древней месопотамской цивилизации углубилась еще более, когда были найдены записи, рассказывающие о деяниях Сарона и о его родословной. В них указывался его полный титул: «Царь Аккада, Царь Киша», — и пояснялось, что до восшествия на трон Саргон был советником «правителей Киша». Значит, задавались вопросом ученые, существовало еще более древнее царство Киш, предшествовавшее Аккаду?
Ви переглядаєте статтю (реферат): «БЕСКОНЕЧНЫЙ РАЗГОН» з дисципліни «Дванадцята планета»