"Дело эпидейктической речи, — писал Аристотель, — хвалить или порицать."[5, 25] Эпидейктическая речь — это торжественная речь по случаю, имеющая своей целью создание у адресата определенного эмоционального состояния, определенного настроения — чувства удовольствия, наслаждения, гордости, радости или, напротив, чувства гнева, презрения, негодования. Таким образом, эпидейктическая речь — это апелляция к активным человеческим чувствам. П. Сопер в качестве примера такой речи приводит Геттисбургскую речь А. Линкольна, (см. Приложение) ставшую общепризнанным образцом эпидейктической (или, как ее называет Сопер, воодушевляющей) речи. Она не содержала ничего нового, не стремилась убедить слушателей или побудить их к действию, но она вызывала у них чувство душевного подъема и гордости за свой народ. [см.: 98, 48] По назначению эпидейктические речи можно разделить на два вида. К первому относятся жанры, в которых преобладает оценка события, т. е. основная их задача — хвала или хула (порицание, похвальное слово). Другая разновидность — речи, произносимые в связи с каким-либо событием, речи на случай (напутствие, вступительное слово, ответное слово). Конечно, между этими разновидностями нет резкой границы: похвальное слово произносится по поводу хорошего поступка адресата, ответное слово должно содержать похвалу предыдущим ораторам. Однако несмотря на это, такое деление правомерно, т. к. осуществляется по преобладающей задаче. Именно поэтому выговор должен быть назван оценочным жанром (его главная задача — порицание), а извинение — речью по поводу (здесь главное — именно реакция на событие, а не оценка).
Предметом эпидейктической речи Аристотель называл прекрасное или постыдное. Прекрасное в человеке — это добродетели, положительные качества, а также добрые дела и достижения, все то, за что можно хвалить. Аристотель определял добродетель как "возможность делать благодеяния другим «…» во всевозможных случаях"[6, 43] Таким образом, в речах, имеющих главной целью доставить удовольствие адресату (похвальное слово, комплимент - сюда же в некотором смысле можно отнести поздравительную речь, которая является по сути похвальным словом по поводу события), предметом являются его достоинства и достижения — положительные качества, хорошие дела и поступки, результаты его деяний, его отношение к чему-либо, то, что ему дорого в жизни, система его ценностей, жизненные цели и достижения в их осуществлении и т. п. — все то, что вызывает положительную оценку окружающих и заслуживает похвалы. Так, мэр Волгограда, поздравляя участников Сталинградской битвы с ее 55-летием, воздает должное их мужеству и отваге; А.А. Ширвиндт, произнося юбилейную речь о З.Е. Гердте, называет его воинствующим профессионалом-универсалом; Президент страны, поздравляя соотечественников с Новым годом, выражает им благодарность за их самоотверженный труд и достижения. К эпидейктическим относятся и речи, имеющие предметом постыдное. Сюда относятся обличительная речь и один из видов митинговой речи, цель которой исчерпывается формированием в слушателях эмоционального отношения к событиям или явлениям. Лучший вариант хулительной речи — речь-обличение, которая имеет целью выявить в предмете (человеке, явлении) отрицательное (постыдное), представить его на суд слушателей, заклеймить позором и сформировать в слушателях чувство справедливого презрения, негодования и даже желание противостоять злу. Таковы, например, монологи Чацкого, многих из героев пьес Чехова и других литературных персонажей. Сегодня такой жанр, в котором хула самоценна, не очень актуален. Более популярны речь-порицание, критика, протест, назидание, куда хула входит составным содержательным элементом. Но целью этих речей является не столько создание отрицательного настроения слушателей, сколько стремление убедить их быть лучше, работать над собой. Худший вариант хулительной речи — оскорбление, имеющее целью заставить адресата испытывать отрицательные эмоции или возбудить в слушателях ненависть к предмету речи. К несчастью, следует признать, что такая речь довольно часто встречается в реальной действительности. Примером тому служат многие речи В. Жириновского. Хвала и хула в эпидейктической речи являются двумя сторонами одной медали: и та, и другая выступают как топосы, объединяющие аудиторию. Хвала — положительный топос, то, что мы вместе одобряем; хула — отрицательный топос, то, что мы вместе осуждаем. Именно поэтому в эпидейктической речи очень важен учет особенностей аудитории: нужно отыскать те качества и события, которые являются ценностями именно для этих людей. Поводом (типической ситуацией) для произнесения эпидейктических речей по случаю является торжественное событие, поэтому они иногда называются торжественными речами. К торжественным ситуациям можно отнести дни рождения; вручение (получение) наград, званий, премий; презентации; официальные встречи почетных гостей и т. п. Наиболее распространенными жанрами эпидейктических речей этой разновидности являются поздравление, торжественное слово о…, надгробное слово, речь на презентации, приветственное слово, благодарственное слово. В качестве адресата такой эпидейктической речи может выступать лицо или группа лиц, являющиеся виновниками торжества (например, напутственное слово, приветственное слово), или многолюдное собрание, где конкретный виновник не предполагается, а в центре находится само событие, его смысл и значение для аудитории, его положительная оценка (например, вступительное слово, речь на презентации). Так, на презентации ВАГС ректор говорил о преобразовании института в академию, о высоком смысле этого события для тех, кто будет в ней учиться и работать; открывая ХVII зимние Олимпийские игры в Лиллехаммере (Норвегия), президент оргкомитета представлял "Олимпиаду по-норвежски" как "праздник спорта, людей и природы"; выступая на открытии конференции молодых ученых, И.П. Павлов говорил о сущности, высоком назначении и сложности научного труда. Таким образом, содержание эпидейктической речи — это информация особого рода, которая формирует в слушателях не столько новое знание о предмете речи, сколько определенное (чаще всего положительное) отношение к нему через его оценку. Поэтому тезис эпидейктической речи — это оценочное суждение, отражающее личностное отношение говорящего к предмету речи, а также ценности общающихся (оратора и аудитории). Например, тезис в торжественной речи А.Н. Островского по поводу открытия памятника Пушкину (Задание № 16) выглядит следующим образом: Заслуги Пушкина огромны и неоценимы, так как он поднял интеллектуальный и эстетический уровень российской публики и освободил русскую литературу от гнета подражательства (или создал самобытную русскую литературу); а в речи А.А. Ширвиндта о Гердте (см. Приложение) утверждается мысль: Гердт — очаровательное украшение нашей жизни, так как в эпоху победившего дилетантизма Гердт — воинствующий профессионал-универсал. Структуре эпидейктической речи так же, как и содержанию, присущи определенные особенности. В начале эпидейктической речи по случаю принято сообщать об этом случае (о поводе). При этом совершенно не нужно прибегать к пространным описаниям, достаточно сказать: "поздравляя сегодня нашего юбиляра…" или "открывая конференцию молодых ученых…." или "сегодня у нас праздник.…". Например: "От имени Олимпиады имею честь приветствовать наших соседей по планете в г. Лиллехаммере". Во вступлении также должна быть сформулирована задача речи: "Памятник Пушкину поставлен: память великого народного поэта увековечена, заслуги его засвидетельствованы. Все обрадованы. Мы видели вчера восторг публики, так радуются только тогда, когда заслугам отдается должное, когда справедливость торжествует. От полноты обрадованной души и я позволю себе сказать несколько слов о нашем великом поэте, его значении и заслугах, как я их понимаю." (А.Н. Островский) Далее, в основной части, тезис развивается и обосновывается с помощью разнообразных аргументов. Существует несколько способов развития содержания, например, описание предмета, повествование о жизни и деятельности юбиляра, доказательное рассуждение — обоснование тезиса. Так, в речи на открытии XVII зимних Олимпийских игр автор представляет (описывает) "Олимпиаду по-норвежски". В случае описания качеств предмета речи не следует их набирать "числом поболее, ценою подешевле", т. к. тогда речь окажется скроенной как "лоскутное одеяло", будет представлять из себя лишь перечисление и не окажет соответствующего воздействия. Речь С. Маршака по поводу 75-летия К.И. Чуковского (Задание № 58) является повествованием о жизни и деятельности юбиляра. Однако здесь перечисляются не все события биографии, а лишь те, воспоминание о которых может доставить поздравляемому удовольствие, — наиболее значительные и имевшие для него положительный смысл, не забывает автор при этом и об оценочных суждениях: "…Но вот родился «Крокодил», / Здоровый, шумный, энергичный, — / Не фрукт изнеженный, тепличный. / И этот лютый крокодил / Всех ангелочков проглотил / В библиотеке детской нашей, / Где часто пахло манной кашей…" Наиболее продуктивным для эпидейктической речи является построение доказательного рассуждения, при котором речь делится на части (микротемы), представляющие собой единство подтезиса и аргументов. Так построена основная часть речи Ширвиндта о Гердте. Специфика структуры эпидейктической речи особенно проявляется в ее заключительной части, т. к. ни одна другая речь не заканчивается пожеланиями. Пожеланиями адресату всяческих благ, вытекающих из содержания речи, завершаются речь-поздравление, похвальное слово, торжественное слово, благодарственная речь, речь по поводу знаменательного события. Так, завершая речь о Гердте, Ширвиндт желает ему хороших «нас» — любящих и берегущих его друзей и талантливых зрителей. Пожеланиями могут заканчиваться и речи, не обращенные к непосредственному виновнику торжества, — речь на презентации, открытии/закрытии чего-либо. В этом случае слова обращены к аудитории и связаны с событием, о котором шла речь. Так, речь на открытии XVII зимних Олимпийских игр заканчивается пожеланием всем наслаждаться честной игрой. Торжественное слово А.Н. Островского о Пушкине заканчивается пожеланиями литераторам идти путем, указанным Пушкиным. В пожеланиях заложено побуждение быть достойным похвалы, соответствовать созданному образу, стремиться к совершенству и достижениям. Поэтому иногда эпидейктические речи (приветственное слово, поздравление, похвальное слово) могут завершаться прямым призывом, но не к конкретным действиям, а вообще к добрым и правильным делам. Так, речь К.И. Чуковского в Оксфордском университете (см. Приложение) завершается призывом "крепить дружеские литературные связи между Россией и Англией". Специфика эпидейктической речи проявляется и в языковом воплощении. Содержание торжественной речи — оценочная информация, преувеличение — предполагает использование эпитетов, оценочной и экспрессивной лексики, сравнений, метафор и других тропов и фигур — всего арсенала средств торжественного, высокого стиля. Так, в речи о Гердте мы встречаем и метафору (очаровательное украшение жизни), и оценки (глубоко поэтическая натура, замечательный пародист, чудеса филигранной актерской техники), и экспрессию (мощнейшее обобщение, труднейший вид искусства); первая микротема основной части построена на анафоре: все семь микротем второго уровня начинаются со слов "не будь он артистом, он был бы…" И наконец, эпидейктическая торжественная речь требует в меру торжественной тональности произнесения. Речь должна произноситься с теплотой, искренностью. Совершенно недопустима ироническая интонация в отношение предмета речи, но возможен шутливый тон, если вспоминаются веселые события. И конечно, невозможно представить себе эпидейктическую речь прочитанной по бумажке.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности жанров эпидейктической речи» з дисципліни «Сучасна ділова риторика»